Галина Холодова
Открытое занятие с родителями «В Гостях У Народных мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ»
Программное содержание: Продолжать расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома, семеновская).
Развивать умение связно, последовательно и выразительно рассказывать о предметах (игрушках).
Совершенствовать умение при составлении декоративной композиции на основе использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму.
Публикация «Открытое занятие с родителями „В Гостях У Народных мастеров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Открытые занятия. Конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
Учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Задачи для родителей :
1. Познакомить родителей с многообразием изделий народного декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома, семеновская).
1. Повышать компетентность родителей в вопросах ознакомления детей с народными промыслами.
3. Вовлекать родителей в изобразительно - образовательный процесс.
4. Доставить родителям чувство удовлетворенности от совместной с детьми деятельности.
Оборудование: Мультимедиа, изделия Хохломы, Гжели, Дымково, картины, иллюстрации. Заготовки из соленого теста, речные камушки для расписывания силуэтов матрешек, гуашь, кисти, клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра, записи русских народных мелодий.
Предварительная работа: Посещение музея «Родная старина», рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной жизни. Знакомство детей с разнообразными изделиями народно-прикладного искусства : дымковские, городецкие, филимоновские игрушки, гжельские и хохломские, семеновские изделия. Проведение бесед о дымковском, семеновском, хохломском промысле, гжели. Расписывание изделий этих промыслов.
Организация и методика проведения занятия
Группа подготовлена для проведения мастер - класса «В гостях у народных мастеров». Столы подготовлены для работы детей в «художественной мастерской».
Столы с изделиями:
1 стол - дымковские мастера;
2 стол - хохломские мастера;
3 стол - гжельские мастера;
Входят дети и встают около хозяйки (воспитатель в русском сарафане, здороваются и отдают ей низкий поклон.
Ход мастер – класса
Хозяйка: Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
- Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте ко мне в гости. Походите да поглядите, какие здесь у меня игрушки да посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские мастера-умельцы из Дымково, Хохломы, Гжели.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди - мастера!
Звучит фонограмма русской народной песни.
Хозяйка: А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь. Отгадайте-ка загадку:
Игрушки эти не простые, а волшебно - расписные:
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Дети: Это дымковские игрушки!
Хозяйка: Правильно! Давайте все вместе подойдем поближе и рассмотрим их. Какие краски используют мастера?
Дети и родители : Красную, зеленую, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.
Хозяйка: Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?
Дети и родители : Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волнистые линии.
Хозяйка: А сейчас мы отправимся в Подмосковье.
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо негромких мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Дети, родители и Хозяйка подходят к гжельскому столу, где стоит гжельская посуда, представлены фотоиллюстрации гжельских изделий.
Хозяйка: Гости дорогие, а почему в стихотворении Гжель называется васильковой и незабудковой?
Дети и родители : Потому что мастера используют в росписи синие и голубые цвета.
Хозяйка: Где расположен узор?
Дети и родители : В центре изделия.
Хозяйка: С чего начинали расписывать узор?
Дети и родители : С крупных деталей: лепестков, сердцевинки, стебля, листьев, бутона.
Хозяйка: А что раскрашивали потом?
Дети и родители : Край, дно, затем ручку. Их часто закрашивали сплошь синей краской.
Под фонограмму мелодии русской народной песни, дети подходят к хохломским изделиям.
Хозяйка: Как волшебница жар-птица не выходит из ума
Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.
Хохломская роспись - алых ягод россыпь
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи-перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное - ОХ! И восторженное АХ!
Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики.
Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица - Жар задела золотым крылом чашку с кашей – и чашка стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров – живописцев. По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.
И сейчас хохломскую посуду продолжают делать в Нижегородской области.
Хохломскую роспись мастера выполняют масляными красками.
Мир волшебной хохломы
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы.
(Б. Дубровский).
Хозяйка: А теперь, гости дорогие, отгадайте мою загадку
В разнаряженной девице
Перепрятались сестрицы.
Хозяйка: Правильно Молодцы! Это матрешка! Еще много существует на Руси видов росписи матрешки. Давайте ребята посмотрим презентацию.
Показ презентации «Виды матрешек».
Хозяйка: Ребята давайте сделаем разминку.
ФИЗМИНУТКА “МАТРЕШКИ”
Хлопают в ладошки Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные, Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).
Хозяйка: Очень красиво у нас тут. Но вот, смотрю, на столах здесь лежат и незаконченные изделия. И я знаю, почему они незакончены.
Это изделия для ярмарки. Ярмарка скоро, а работы еще много. Не поможете ли вы мастерам? Как на Руси водится - вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
Дети и родители : Поможем.
Хозяйка: Что ж, тогда вы сейчас превратитесь в мастеров. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Но прежде, чем приступить к работе, я покажу вам элементы росписи семеновской матрешки.
Показ воспитателя элементы росписи семеновской матрешки.
Игра «Раскрась матрешку» на интерактивной доске
3. Групповая творческая работа детей с родителями (звучит русская народная музыка).
Хозяйка: Ай да умельцы! Ай да молодцы! Какие красивые у вас получились изделия. После окончания работы, расписанные матрешки раскладываются, рассматриваются отправляются на ярмарку.
Хозяйка: Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. Эти изделия становятся как бы символом пожелания благополучия.
Источники информации:
1.https://www.moi-detsad.ru/;
2. https://vospitateljam.ru/;
3. О. А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно - прикладным искусством»;
4. Т. С. Комарова «Народное искусство детям».