Ирина Соколенко
Картотека Кубанских музыкальных народных игр для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Данная подборка игр составлена музыкальным руководителем МАДОУ д/с №9 "Радуга" для использования с дошкольникам в процессе реализации регионального компонента.
ИГРА «КРИВОЙ ПЕТУХ»
Дети стоят по кругу. Один — в центре.
Дети: «Кривой петух, на чём стоишь?» (На иголочках)
А как тебе, не колко? (На подковочках)
Дети идут по кругу и поют:
Ступай в кут,
Там блины пекут,
Там блины пекут,
Тебе блин дадут.
Ребёнок стучит ногой об пол. (3 раза)
Дети: —Кто там?
Это я, Тарас.
Дети: — Лови нас, не открывая глаз.
Публикация «Картотека Кубанских музыкальных народных игр для дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Кубанские народные игры
- Кубань
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Кого поймал, должен угадать.
Игра на развитие звуковысотного слуха, тембрового слуха, ориентации в пространстве, упражняются в ритмическом хороводном шаге.
ИГРА «В УТКУ» (СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА)
Играющие становятся в круг, рука в руке.
Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в кругу то спереди, то сзади, причём «селезень» догоняет «утку».
Стоящие в кругу поют:
Селезень, утку,загонял
Молодой, серу загонял.
Поди, утица, домой,
Поди, серая, домой
У тебя семеро детей,
Восьмой — селезень,
Девятая — сама,
Поцелуй разок меня.
Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место.
«ПОДСОЛНУХИ»
Игроки - подсолнухи стоят в несколько рядов. Один - земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце!» звучит мелодия - земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит песенка-считалка, к ее окончанию земледелец должен показать, кто как стоял.
«Солнце светит, дождь идет,
Семечко растет, растет.
К солнцу тянется росток,
Тонкий, тонкий стебелек.
Небосвод весь обегая,
Солнце светит, не моргая.
Земледелец, не зевай,
Перемены отгадай!»
ИГРА «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»)
Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу и поют:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «Ку-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу поет по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто это спел. Если ему это удается, — забирает поющего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-Му, Му-Му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется — казак забирает «утку».
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки — «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
«СТАДО»
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные - овцы. Дом волка в лесу, а у овец - два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко поют- зовут пастуха:
«Пастушок, пастушок, заиграй в рожок!
Трава мягкая, роса сладкая,
Гони стадо в поле, погулять на воле!»
Пастух выгоняет овец, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку под музыку. По сигналу «Волк» - все овцы под музыку бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Кого волк поймал, выходит из игры.
ИГРА «КАЗАЧЬЯ» (ЧАПАЕВЦЫ)
В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик — «боевой конь», верхом на «коне» — командир с красным флажком.
Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперед, правая поднята вверх.
По сигналу воспитателя командир соскакивает с «коня», кладет флажок и становится в общий круг.
Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и | идут по кругу за командиром.
Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в неё. Двое мальчиков, около которых он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга. Каждый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня».
Выигравший становится командиром.
«Мельница»
Играющие встают в круг, и каждый, не сходя с места, кружится. При этом все поют: Мели, мели, мельница! Жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай И в мешочки набивай!
Крутись, крутись, жернов!
Съеден хлеб наш черный,
Съеден белый хлебик.
Мели новый, мельник!
На последнем слове песни все должны
остановиться и стоять не шевелясь. Кто не сумеет вовремя остановиться, из игры выходит. Остальные повторяют песню и опять кружатся. Остается в кругу самый внимательный. Он и выигрывает.
«Капуста»
Рисуется круг - огород. В его центр играющие складывают кубанки, платки и другие вещи, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, показывая движениями воображаемую работу, поет:
Я на камушке сижу,
Лозу тешу,
Лозу тешу -
Плетень горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Коза с козлятами,
Свинья с поросятами,
Утка с утятами,
Курица с цыплятами.
Играющие пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода капусты, объявляется победителем.
«Заря -заряница»
Один игрок (ребенок или взрослый) держит шест с прикрепленными на конце лентами. Каждый играющий берется за ленту. Водящий стоит вне круга. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют:
Заря-заряница,
Казачка-девица
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые.
Раз, два - не воронь,
А беги, как огонь!
С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а другой становится водящим. Игра повторяется.
«Достань платок!»
Двое ведущих держат в поднятых руках шашки (игрушечные, на которых висят шали. Возле ведущих стоят по два мальчика. Под веселую музыку мальчики пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим ведущим и стараются снять с шашек шаль. Победитель с шалью подходит к девочке, кладет шаль ей на плечи и приглашает танцевать. Игра может проводиться с доступным количеством шашек и шалей. Шаль можно заменить кубанкой.
«Козел»
Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют:
Шел козел дорогою,
Дорогою широкою.
Нашел козел безрогую,
Безрогую козу.
Выходит мальчик-«козел», обходит круг, выбирает «козу», кланяется, делая «рога».
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Печаль-тоску прогоним мы,
Прогоним мы тоску.
Мальчик и девочка пляшут, дети хлопают в ладоши. Хоровод повторяется, девочка остается в роли козы.
Хороводная игра «Просо сеяли»
В игре принимают участие две группы: группа девушек и группа парней, которая выстраиваются в две шеренги лицом к друг к другу на расстоянии 8 шагов. Девушки на слова: «А мы просо сеяли, сеяли.» делают 4 шага вперёд и два притопа. Затем, на слова: «Ой, дед Лада, сеяли, сеяли». Возвращаются на место.
Группа парней, повторяя движение девушек поё т: «А мы просо вытопчем, вытопчем Ой, дед Лада вытопчем, вытопчем. Девушки, сменяя парней, поют: «Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей Ой, дед Лада 100 рублей, 100 рублей. Парни, сменяя девушек, продолжают пеню: «Нам не надо 100 рублей, 100 рублей А нам надо девицу, девицу». Девушки идут навстречу парней по словами: «Мы дадим вам девицу, девицу Мы дадим вам косую, косую» Парни отвечают: «Нам не надо косую, косую»
Один из парней остаётся на середине площадки, а парни продолжают петь: «А мы возьмем любую, любую» Парень выбирает себе девушку, кланяясь ей. Шеренги девушек и парней соединяются.
«Курень»
В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-десять человек. Под веселую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают ее (крыша).
«Брыль» (шляпа соломенная)
В центре нарисован круг периметром 60 см. Все садятся за кругом. По команде «Солнце!» все закрывают глаза. Ведущий любому надевает брыль на голову. По команде «Тень!» все открывают глаза и стараются удержать участника с брылем на голове. Тот же старается забежать в круг.
«Игровая»
Играющие встают в круг, берутся за руки. В центре - ведущий. Играющие ходят по кругу. Ведущий поет:
У казака Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели,
Разом делали, как я!
Ведущий показывает разные движения под музыку, а все играющие повторяют за ним. Тот, кто повторил движения лучше и выразительнее всех, становится новым ведущим. Игра повторяется.