Екатерина Сейтова
Тренинг для родителей воспитанников младшей группы «Психологическое здоровье младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологическое здоровье младших дошкольников»
Цель: донести до родителей второй младшей группы информацию о сохранении и укреплении психологического здоровья младших дошкольников.
Задачи:
• показать родителям как влияет стиль общения с ребенком в семье на его развитие, воспитание, закладку его будущей жизни;
Публикация «Тренинг для родителей воспитанников младшей группы „Психологическое здоровье младших дошкольников“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
• познакомить родителей с приёмами более эффективного общения с детьми;
• формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений родителей с ребенком;
• приобретение родителями нового чувственного опыта при общении и взаимодействии с детьми.
•
До начало собрания родители закрашивают геометрическую фигуру любым понравившимся им цветом.
Родители пишут своё имя на «бейдже».
красный бодрое, активное настроение, хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
желтый веселое настроение хочется радоваться всему;
зеленый общительное настроение – хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
синий спокойное настроение хочется спокойно поиграть, послушать интересную книгу, посмотреть в окно;
малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
серый скучное настроение – не знаю чем заняться;
коричневый – сердитое настроение – я злюсь, я обижен;
черный грустное настроение - мне грустно, я расстроен.
потребность в лидерстве, управлении,
потребность в общении,
потребность в познании;
Психолог : Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы с вами будем говорить об особенностях психического и психологического развития ваших детей и о факторах влияющих на это.
Наше собрание пройдёт в форме круглого стола с элементами тренинга.
Выполнение упражнения «Комплименты по кругу»
Цель: знакомство участников группы
Участник берёт в руки клубок, называет своё имя, такое же как на «бейдже», и называет своё лучшее качество на эту же букву. Передаёт клубок дальше.
Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: сплочение и создание доброжелательного эмоционального фона.
Порядок выполнения и инструкция: члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Упражнение «Снежинка»
Психолог : Сверните лист пополам, оторвите верхний правый угол. Снова сверните лист пополам, оторвите верхний правый угол и т. д. Участники раскрывают лист, и обсуждается результат работы.
Психолог : Все выполняли действия по одной и той же инструкции, но «снежинки получились у всех разные. Мы все воспитываем детей, казалось бы, по общим, принятым в обществе нормам, только дети у всех получаются разные.
Есть пословица «Дети - цветы жизни». Давайте нарисуем каждый свой цветок, и всех кто имеет отношение, к росту этого цветка.
(Участники группы рисуют свои цветы и всех членов семьи.)
Продолжая тему нашего тренинга хочется сказать, что так же психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны c типом семейного воспитания, и зависит от характера взаимоотношений родителей и детей.
Выделяют 4 типа семейного воспитания :
«Типы семейного воспитания»
•авторитетный (принимающий, демократический) ;
•авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный) ;
•либеральный (бесконтрольный, попустительский) ;
•индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).
Авторитетный стиль
Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.
Авторитарный стиль
Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.
Либеральный стиль
Взрослый Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.
Индифферентный стиль
Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи. Прочитайте внимательно стили и отметьте для себя, к какому типу относитесь вы?
Вывод: Таким образом, психологическое здоровье ребенка зависит полностью от взрослых. Вы вправе выбрать правильный тип семейного воспитания, научится понимать своего ребенка и сопереживать ему. Старайтесь меньше критиковать его, а больше хвалить. Не высмеивайте неудачи и проступки вашего малыша, а помогите ему их как можно меньше совершать. Доверяйте своим детям и во всех поддерживайте, будьте честны и снисходительны. При соблюдении этих правил психологическое здоровье ребенка будет в полном порядке!
Авторитарный
Гипераперка
Гипоапека
Кумир семьи
Упражнение «Цветок»
Психолог : Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?
Инструкция: предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На лепестках положительные качества ребенка.
Вывод: лепестков много и видимо Вам очень, охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.
Рефлексия:
- Было трудно?
- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?
- Легко ли Вам было заполнять? Почему?
Психолог : Иногда мы, взрослые не даём нашим «цветам» расти и раскрываться в полную силу. Сейчас мы узнаем, как это происходит.
Упражнение «Недетские запреты»
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается.
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;
- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
– Что хотелось развязать в первую очередь?
– Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что вам хотелось сделать?
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
Упражнение «Солнце любви»
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет своё имя. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все, чего не хватает вашим детям для того, чтобы расти успешными и счастливыми.
Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Упражнение «Памятка на каждый день»
В течение трех минут заполните, пожалуйста.
1. Я никогда не буду___
2. Всегда буду знать___
3. Всегда буду проявлять интерес к___
4. Я должна___
5. Я не могу___
6. Я не хотела бы ___
7. Я хочу___
Ведущий: надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка.
Заключение
Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. На выбор родителей закончить фразу : «Сегодня я поняла», «Сегодня я узнала», «Для меня важно…»
Участники группы заполняют анкету- отзыв.
Упражнение «Памятка на каждый день»
В течение трех минут заполните, пожалуйста.
1. Я никогда не буду___
2. Всегда буду знать___
3. Всегда буду проявлять интерес к___
4. Я должна___
5. Я не могу___
6. Я не хотела бы ___
7. Я хочу___
Ведущий: надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка.
Упражнение «Памятка на каждый день»
В течение трех минут заполните, пожалуйста.
1. Я никогда не буду___
2. Всегда буду знать___
3. Всегда буду проявлять интерес к___
4. Я должна___
5. Я не могу___
6. Я не хотела бы ___
7. Я хочу___
Ведущий: надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка.
АНКЕТА-ОТЗЫВ
1. Ваши впечатления от родительского собрания
___
2. Что Вам больше всего понравилось или не понравилось? ___
3. Желаете ли чтобы родительские собрания проходили в такой форме? Почему? ___
4. Собрание, посвященное какой теме, Вы хотели бы посетить в следующий раз?___
Благодарю Вас за сотрудничество!
АНКЕТА-ОТЗЫВ
2. Ваши впечатления от родительского собрания
___
2. Что Вам больше всего понравилось или не понравилось? ___
4. Желаете ли чтобы родительские собрания проходили в такой форме? Почему? ___
4. Собрание, посвященное какой теме, Вы хотели бы посетить в следующий раз?___
Благодарю Вас за сотрудничество!