Татьяна Чуракова
Тренинг для родителей второй младшей группы «Психологическое здоровье дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: донести до родителей второй младшей группы информацию о сохранении и укреплении психологического здоровья младших дошкольников.
Оборудование: листы писчей бумаги, карандаши, магнитно-маркерная доска, маркер.
Ход мероприятия:
Педагог- психолог : Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги. Сегодня мы поговорим с вами о здоровье детей. Понятие «психологическое здоровье» появилось в 30-х годах прошлого столетия в психосоматической медицине. Оно отражает состояние физического, психического и социального благополучия. Давайте представим идеального ребёнка, психологически здорового и определим те качества, которыми должен обладать психологически здоровый ребёнок. Следующий наш шаг: изобразить это качество в квадрате. Приступаем к работе.
Публикация «Тренинг для родителей второй младшей группы „Психологическое здоровье дошкольника“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Задание 1: «Мой ребенок психологически здоров»
(После окончания работы, каждый родитель проходит по залу и оставляет свое мнение на белом листе бумаги, который лежит возле каждого белого квадрата.)
Например:
Умный
Весёлый
Счастливый
Жизнерадостный
Послушный
Здоровый
Уравновешенный
Любознательный
Общительный
Подвижный
Открытый
Добрый
дружелюбный,
находчивый,
смышленый,
активный
самостоятельный
доброжелательный,
уверенный,
честный,
решительный,
участливый,
сопереживающий.
Психолог делает вывод :
Ну что ж, все вы справились с заданием. Будем считать, что идеальный ребёнок, психологически здоровый обладает всеми этими качествами на 100%.Качества здорового психологически ребенка мы с вами проговорили и изобразили.
Задание 2 «Числовой отрезок»
Предлагаю вам всем начертить числовой отрезок и отметить на нём 10 делений от 0 до 10.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Родители, представьте, что деление с цифрой 10 соответствует идеальному ребёнку, психологически здоровому, обладающему всеми выше перечисленными качествами на 100%, а цифра 0 – психологически не здоровому, не обладающему всеми перечисленными качествами. Отметьте, где, на числовой прямой по состоянию психологического здоровья находится Ваш ребёнок. Психолог предупреждает родителей, что они делают записи для себя и не будут их разглашать.
Идеальных детей, конечно, не бывает, в большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от этого эталона, и это нормально. Чтобы избежать нарушения психологического здоровья ребёнка Вы (родители) должны знать границы психоэмоциональных возможностей своих детей и не допускать действия тех причин, которые могут вызвать срыв нервной деятельности ребенка.
Причины могут быть разные, например, неумение ребёнка выразить чувство или справиться с длительными периодами негативного эмоционального состояния, чрезмерные запреты и контроль со стороны родителей, травмы, тяжелая болезнь, утрата близкого человека, жестокость или безразличие к ребёнку в семье.
В результате происходят нарушения в компонентах психологического здоровья :
- психическое здоровье (познавательные, эмоционально-волевые процессы);
- социальное здоровье (коммуникация, саморегуляция поведения);
- физическое здоровье (соматические заболевания).
При этом может наблюдаться:
- выраженное повышение тревожности
- защитная агрессивность
- истеричность
- повышенная двигательная активность
- склонность к нарушениям дисциплины
- наличие выраженных страхов
- замкнутость
- повышенная утомляемость
- снижение работоспособности.
Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста :
В результате выполненного задания можно заключить, что во взаимоотношениях с детьми должны быть определенные правила.
Правила взаимоотношения с детьми:
• Уважайте детей! Защищайте их любовью и правдой.
• Замечайте и отмечайте малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.
• Не приписывайте успех себе, а вину ребёнку.
• Ошиблись – извинитесь.
• Детей нельзя обманывать - дети очень чувствительны к фальши.
• Будьте великодушными, умейте прощать. Не кричите, не оскорбляйте ребенка, ни при каких обстоятельствах.
• Хвалите в присутствии других, а прощайте наедине.
• Оценивайте поступок, а не личность.
• Не ищите в лице другого родителя средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
• Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
• Чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имя ребёнка.
• Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
• Цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего – то увиденного или услышанного.
• Стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные впечатления.
• Следите, чтобы им никогда не было скучно и они были чем-то заняты.
• Поощряйте стремление и попытки детей что – то сделать.
• Занимаясь с детьми, создавайте ситуацию успеха.
• Поддерживайте порядок и справедливость, следите за равным соблюдением детьми и вами принятых правил.
• Вселяйте в ребёнка веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества.
• Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка.
• Чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения).
• Похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия.
• Помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.
• Находите с ребенком личный контакт.
• Создавайте положительные традиции жизни вашей семьи.
Педагог-психолог : Продолжая тему нашего тренинга хочется сказать, что так же психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны c типом семейного воспитания, и зависит от характера взаимоотношений родителей и детей.
Выделяют 4 типа семейного воспитания:
«Типы семейного воспитания»
•авторитетный (принимающий, демократический) ;
•авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный) ;
•либеральный (бесконтрольный, попустительский) ;
•индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).
Авторитетный стиль
Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.
Авторитарный стиль
Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.
Либеральный стиль
Взрослый Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.
Индифферентный стиль
Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи. Прочитайте внимательно стили и отметьте для себя, к какому типу относитесь вы?
Вывод: Таким образом, психологическое здоровье ребенка зависит полностью от взрослых. Вы вправе выбрать правильный тип семейного воспитания, научится понимать своего ребенка и сопереживать ему. Старайтесь меньше критиковать его, а больше хвалить. Не высмеивайте неудачи и проступки вашего малыша, а помогите ему их как можно меньше совершать. Доверяйте своим детям и во всех поддерживайте, будьте честны и снисходительны. При соблюдении этих правил психологическое здоровье ребенка будет в полном порядке!