Татьяна Игошина
Круглый стол для родителей «Психологическое здоровье детей»
▼ Скачать
«Психологическое здоровье детей» (совместно с воспитателем группы)
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, формирование установок на сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
Ход мероприятия:
Публикация «Круглый стол для родителей „Психологическое здоровье детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Приветствие родителей, введение в тему. Родителям предлагается по кругу высказать ассоциации возникающие со словом «Психологическое здоровье детей».
2. Просмотр и обсуждение презентации по теме (СD диск прилагается):
Зависимость здоровья человека от различных факторов
• Психологическое здоровье
- Это неразделимость телесного и психического в человеке.
Обобщенный портрет психологически здорового человека:
творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность на себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.
Ключевым словом для его описания является «гармония», или «баланс». Гармония между эмоциональным и интеллектуальным, телесным и психическим.
Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие.
• Основные показатели психологического здоровья:
Быстрая адаптация к условиям ДОУ. Высокий уровень коммуникативных навыков. Положительная мотивация к социальной деятельности. Отсутствие нарушений в поведении.
• Уровни психологического здоровья:
1) Креативный (высокий) - дети с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи;
2) Адаптивный (средний) - дети, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность; 3) Дезадаптивный (низкий) – дети, чей стиль поведения характеризуется стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям, или наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Эти дети требуют индивидуальной психологической помощи.
Главная задача ДОУ
Создание таких условий, которые гарантируют формирование и сохранение здоровья детей:
- создавать ребенку общий положительный и устойчивый фон психологического состояния;
- обеспечивать развитие деятельностной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства.
• Условия, составляющие психологическое здоровье детей:
1. Психологический комфорт
Психологический комфорт - комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические. В этом состоянии отмечается отсутствие напряжения психических и физиологических функций организма.
Психологический комфорт создают:
• Игры и упражнения (этюды).
• Музыкальные произведения.
• Произведения живописи.
• Театр и театральная деятельность
• Чтение художественной литературы.
• Общение с природой.
• Физические упражнения, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика
А главное взрослый – образец для ребенка: чуткий, добрый, приветливый, веселый, находящий время для общения с каждым ребенком, оптимист.
Почему важно сохранять психологическое здоровье детей?
Последствия психологического дискомфорта для ребенка:
- появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
- переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма);
- проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты - позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.)
2. Психологический климат - комплекс внутренних условий, которые обеспечивают в процессе развития и жизнедеятельности группы, коллектива положительную (отрицательную) перспективу как для группы в целом, так и для каждого члена группы.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.
Климат (или атмосфера) в группе детского сада определяется:
• отношениями между воспитателем и детьми;
• отношениями между самими детьми.
Стили педагогического общения
• Авторитарный
• Либеральный (попустительский)
• Демократический
Диагностический инструментарий для педагогов по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка:
- Рисуночный тест «Я в своей группе детского сада»
Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
- Тест на эмоциональное отношение.
Материал: лист бумаги, цветные карандаши.
(Младшим и средним детям даются готовые карточки с нарисованными 4 кружками. Старшим детям предлагается нарисовать 4 кружка через клетку).
Вопросы можно подобрать самим.
Детей сажают по одному за стол. Мы с вами, уважаемые родители, тоже пройдем данный тест (от имени ребенка):
• Закрасьте первый кружок таким цветом, какого цвета ваше настроение, когда ты идешь в детский сад.
• Закрасьте второй кружок таким цветом, какого цвета ваше настроение, когда ты на занятиях.
• Закрасьте третий кружок таким цветом, какого цвета ваше настроение, когда ты играешь.
• Закрасьте четвертый кружок таким цветом, какого цвета ваше настроение, когда ты уходишь домой.
• Обозначение цветов
• Красный - возбужденное, восторженное отношение.
• Оранжевый - радостное, приятное.
• Желтый - теплое, доброжелательное.
• Зеленый - спокойное.
• Синий - грустное, неудовлетворительное.
• Фиолетовый, коричневый - тревожное.
• Черный - печаль, уныние.
Педагог-психолог: «Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к поддержанию психологического здоровья, как самих себя, так и детей. Какие же условия можем создать мы, родители, для того, что наши дети развивались гармонично, психологически здоровыми?
- Создание спокойной и доброжелательной обстановки;
- внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка;
- осуществление необходимого наблюдения и обеспечение материальными средствами, необходимыми семье;
- следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения.»
Упражнение «Цветок»
Педагог-психолог:
«Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?
Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет игра «Цветок».
Инструкция: предлагаю сделать запись в лепестке. На нем вы пишите ласковое имя своего ребенка и его положительные качества.
Вывод: Посмотрите, какая у нас получилась ласковая и добрая ромашка! Может быть, некоторые качества у вас и совпали.
Рефлексия:
- Было трудно?
- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?
- Легко ли Вам было заполнять? Почему?»
Практикум "Позиции в общении"
Родители произвольно разбиваются на пары и общаются в позициях "Сверху и снизу" "Спиной друг к другу" "Один спиной к лицу другого" "Рядом" "Напротив друг друга"
По окончании выполнения упражнений ведущий подводит итоги, организует обсуждение, обмен мнениями.
В разных ситуациях уместны разные коммуникативные позиции. Вы почувствовали неудобность позиции "спина к спине" - это позиция игнорирования, отказа от общения, используется, если ребенок получает наказание.
Если вы пытаетесь общаться с ребенком, делая свои дела, не отрываясь от телевизора, газеты, мытья посуды, приготовления пищи и т. д., ребенок почувствует свою отверженность, ваше равнодушие к нему. Оторвите свой взгляд от неотложных дел и взгляните ребенку в глаза, когда разговариваете с ним.
Позиция "рядом" - это одна из наиболее предпочитаемых, психологичных и мягких позиций в общении. Здесь вы можете общаться с ребенком, занимаясь вместе каким-то делом. Рассматривая вместе книжку, можно расспросить ребенка обо всем, что его волнует, услышать от него то, о чем ребенок не может рассказать в прямой беседе, глядя прямо в глаза. Важен настрой взрослого собеседника на ребенка. Нередко вечером замотанная мама, читая ребенку книгу на ночь, параллель думает о своих делах, машинально отвечая на вопросы ребенка, или вовсе не отвлекаясь на них.
Позиция "напротив". Эта позиция не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Использовать ее надо грамотно. Когда ребенку хотят сделать внушение, особенно отцы семейства, их "огненные" взгляды говорят многое, зачастую совершенно другое, чем слышимые ребенком слова. Диапазон эмоциональной подстройки очень широк при контакте "глаза в глаза" - от полного взаимопонимания до открытого подавления.
Позицию общения "Сверху вниз" целесообразно использовать при коротких, быстрых контактах, когда надо что-то сказать для быстрого выполнения какого-либо действия в срочном порядке в ситуации дефицита времени.
И, в заключении своего вступления, хотелось бы напомнить вам, уважаемые родители, что только совместными усилиями мы поможем нашим детям стать тем гармонично развитым человеком, речь о котором велась выше – жизнерадостными, творческими, открытыми, чего я вам и нам искренне желаю.
Чтобы наши дети были здоровы, мы тоже должны укреплять своё психологическое здоровье, так как имеет непосредственное влияние на детей. Профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний
1. Экономно расходуйте свои эмоционально-энергетические ресурсы.
Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом.
2. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.
3. Живите под девизом «В целом всё хорошо, а то, что делается – делается к лучшему.
4. Воспринимайте неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытайтесь изменить их к лучшему.
5. Подмечайте свои достижения и успехи, хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.
6. Не «пережёвывайте» в уме конфликты и допущенные ошибки. Осознайте их причину, сделайте выводы и найдите выход.
7. Если возникла проблема, конфликт, решайте их своевременно и обдуманно.
8. Дольше и чаще общайтесь с приятными людьми. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивайте общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедите себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально.
9. Признавайте за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам хотелось. Будьте более гибким в оценках других людей и не старайтесь переделать партнёра, подогнать его под себя.
3.Подведение итогов, рефлексия (анкетирование родителей, см. приложение).