Наталья Сейбель
Тренинг для родителей «Нескучные игры дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с игровыми приёмами при организации совместной деятельности с детьми в домашних условиях.
Вводная часть
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, сочетанные с нарушениями двигательной сферы. Для профилактики нарушений речи в дошкольном возрасте предлагаются игры с использованием кинезиологических упражнений.
Публикация «Тренинг для родителей „Нескучные игры дома“» размещена в разделах
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия.
Основная часть
Уважаемые родители, сегодня мы предлагаем вам доступный вариант совместной деятельности с ребенком в домашних условиях. Мы познакомим Вас с играми, которые направлены на развитие межполушарного взаимодействия, мелкой и тонкой моторики, артикуляционного аппарата, развития речи, внимания, мышления. Все что вам необходимо – это желание общаться и содействовать развитию ребенка, а наши не сложные упражнения вам в этом помогут.
Приглашаем вас на нашу импровизированную кухню.
На столе разложены разноцветные пластиковые крышки. Пальчиками переходим от одного кружка к другому под ритм.
Пальчиковые игры.
«Раз кружок, два кружок»
Раз - кружок, два – кружок, раз – шажок, два – шажок.
Наши пальчики шагают, на кружочки наступают.
Раз, два, три, четыре, пять – ходят пальчики опять.
От мизинца – до большого, а потом к мизинцу снова.
Раз, два, три, четыре, пять.
Продолжаем играть с пальчиками
Игра «Пошли ножки по дорожке» (упражнение, развивающее координацию движений пальцев рук)
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И идём пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». И после каждого двустишия - смена рук.
Крышки пальчики обули,
смело в них вперёд шагнули.
смена рук
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
смена рук
Пальцы - словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
смена рук
Каждый пальчик будто ножка,
только шаркает немножко.
«Где что было?» (игра на развитие внимания и памяти)
К крышкам добавляются другие кухонные предметы. (Ложка чайная, деревянная лопаточка, магниты с холодильника, прищепки, поролоновые губки) Показываем несколько предметов, лежащих на столе. Когда ребенок отворачивается, один из предметов убирают или меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.
Другим вариантом может стать игра «Обезьянки». Взрослый выстраивает конструкцию из кухонных предметов. Накрывает полотенцем, ребенок повторяет конструкцию, работая двумя руками (с левой стороны предметы он берёт и ставит только левой рукой, а с правой – только правой рукой)
«Игра с тестом»
Предложите ребёнку раскатать на доске небольшой кусочек теста по очереди пальцами левой руки, а затем правой.
Затем на усложнение «Украшение для пирога»
скатывать в плотный комочек : большим и указательным пальцами, большим и средним пальцами, большим и безымянным пальцами. большим и мизинцем. Сначала одной рукой, затем другой.
«Итальянский домик»
Брать спагетти по одной одноимёнными пальцами правой и левой руки (указательными, средними, безымянными, мизинцами) и строить домик.
Игра «Дорожки» (на усложнение буквы)
Нам потребуется: поднос, полстакана манной крупы или пшена (можно использовать кинестетический песок).
Предложить ребёнку сделать на подносе дорожки шириной 1-2 см, используя манку или пшено. Манку надо сыпать тремя пальцами (большим, указательным и средним, сложив их щепоткой. Чередуйте руки: сначала правой рукой, затем – левой и двумя руками одновременно.
Игра «Сладкий чай»
Нам потребуется: стакан или кружка, чайная ложечка.
Предложить ребёнку размешивать ложкой чай в стакане, чередуя во время игры руки. Сначала размешивать правой рукой, затем левой. Если возникнут у ребёнка затруднения, то помогите ему, двигая его рукой в заданном направлении.
Речевые игры.
Игра «Горошки»
В блюдце насыпаем горох. Ребёнок большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берёт горошины одну за другой и удерживает их в руке (как при сборе ягод, и так набирает целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошинка берётся на ударный слог (всего, таким образом, их нужно 16 штук).
С блюдца я беру горошки,
Словно птица клювом крошки.
И полны мои ладошки –
Руки держат все горошки.
«Гости» По Т. Тютюнниковой
Слова за детей произносятся высоким голосом, за маму - низким.
- Мама, мама! Мама и ребенок, прижимают ладони, и качают руками вправо - влево
- Что, что, что? Ударяют ладонями о ладони
- Гости едут! Прижавшись ладошками, качают ими из стороны в сторону
- Хорошо! Ударяют ладонями о ладони
- Здрасте! Мама поворачивает ладони вверх, ребенок шлепает по ним 2 раза
- Здрасте! Ребенок поворачивает ладони вверх, мама шлепает по ним 2 раза
- Чмок, чмок, чмок! Смотрят друг на друга и чмокают губами.
- Здрасте! - Здрасте!- Чмок, чмок, чмок!
При повторении игры обращаемся к другим родственникам.
Будем играть, и резвиться с гостями.
Разжимаем пальчики на одной руке, поочередно постукивая по ним указательным пальцем другой руки.
Игра «Апельсин» (сжать кисть левой руки в кулак, затем поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. Повторить движения по аналогии для правой руки)
Мы делили апельсин. Апельсин всего один.
Эта долька для кота, эта долька для ежа.
Эта долька для бобра, эта долька для чижа,
Ну, а волку – кожура.
Игра «Колечки» (на каждое «колечко» проговариваем слово из скороговорки)
«У Василиски глазки Лиски, у Лиски глазки Василиски»
«От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт»
Игры на развитие чувства ритма и координацию.
«Поймай фрукт» Под музыку Рахманинова «Итальянская полька» на каждую сильную долю перебрасываем друг другу фрукт.
«Быстро – медленно» Поем знакомую песню, или включаем музыку, где ускоряется темп, в соответствующем темпе передаем предмет или бежим. Замедляется темп, замедляем и действия.
Заключительная часть
Огромную роль играет в воспитании детей благоприятная эмоциональная атмосфера и домашний уют. Ведь детям так важно понимание близких, их поддержка во всех творческих начинаниях. Надеемся, что наша встреча была для вас полезной и интересной.
Литература
1. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. – М. :ТЦ Сфера, 2009. -208с.
2. Коррекционно – развивающие технологии в работе с детьми 5-7 лет с нарушениями речи /авт. сост. С. Ф. Рыжова. – Волгоград: Учитель,2013. -124с.
3. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет»,- СПб. : 2016.-32с.
4. Овчинникаова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб. : КАРО,2009. – 64с.
5. Трясорукова Т. П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»- Ростов н/ Д: Феникс,2019.-31с.