Татьяна Гулевская
Рекомендации для родителей «Речевые и пальчиковые игры» для работы с детьми дома
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые и пальчиковые игры «Веселый зоопарк»
Уважаемые родители!
Постарайтесь ежедневно уделять хотя бы немного времени для совместной деятельности со своим малышом. Но, при этом помните, что у вашего ребенка другое восприятие времени, и то, что вы делаете, должно быть спланировано так, чтобы деятельность была завершена, но ребенка не пришлось бы торопить. Время, которое вы проводите вместе, должно пройти спокойно и приятно для каждого из вас. Если вы почувствуете, что выбранная деятельность сложна и утомляет ребенка, помогите ему поставить логическую точку в выбранном занятии, но постарайтесь не делать что-то вместо него (без крайней необходимости).
Публикация «Рекомендации для родителей „Речевые и пальчиковые игры“ для работы с детьми дома» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Общение взрослого с ребенком должно быть полноценным как в количественном отношении (в смысле уделяемого времени, так и в качественном (интеллектуальном и эмоциональном смысле). Как правило, для этого достаточно традиционных форм общения – таких, как разговоры и рассказы, игры, чтение книг… Для этого не обязательно изобретать новые развивающие формы общения и обучения. Достаточно полноценно использовать то, что хорошо известно. Одно из таких известных занятий – речевые игры и упражнения.
Для начала загадайте детям загадку. Потом прочитайте небольшое стихотворение, которое в дальнейшем по желанию можно выучить.
Загадка
Хобот есть, большие уши,
Важно шествует по суше.
И огромны, и сильны
Африканские… (слоны).
СЛОН
Погулять пришла пора:
Слон – огромный, как гора.
Не спеша идёт,
Громко ревёт,
Слоненка ведёт.
Упражнение для пальчиков «Покажи слона»
Средний палец правой или левой руки превращается в «хобот», остальные пальцы становятся «ногами» слона. Слону запрещается подпрыгивать и касаться «хоботом» земли, при ходьбе он должен опираться на все четыре «ноги». По команде «стоп» слон останавливается.
Речевые игры и упражнения
- Посмотри на картинку и скажи, какой слон? (Большой, весёлый, тяжёлый, добрый, серый)
- Как зовут детёныша слона? (слонёнок). А как зовут маму слонёнка? (слониха). А как зовут папу слонёнка? (слон)
- Слон, слонёнок, слонище: чем они похожи и чем отличаются?
Загадка
Нет, не птица, но летает.
Высоко она порхает.
На цветочке посидит,
И раскраской всех манит.
Вся такая лапочка,
Маленькая (бабочка).
БАБОЧКА
Солнце встрепенулось –
Бабочка проснулась:
Над цветами летает,
Крыльями порхает,
Нектар собирает.
Упражнение для пальчиков «Летит бабочка»
Большие пальцы обеих рук соединяются, а ладони превращаются в «крылышки». Бабочка может «порхать по комнате, складывать крылышки, садиться на цветок.
Речевые игры и упражнения
- Посмотри на бабочку и опиши её красивыми словами. (Нарядная, красивая, праздничная, яркая)
- Расскажи о том, что умеет делать бабочка. (Летать, порхать, садиться на цветок, собирать нектар)
Загадка
Ловит он жужжащих мух,
Прячет сети под лопух.
Он хитёр и многорук,
А зовут его (паук).
ПАУЧОК
Зацепился паучок
Тонкой ниткой за сучок:
Лапками перебирает,
Паутинку сплетает,
Мух поджидает.
Упражнение для пальчиков «Паучок в паутине»
Пальцы слегка согнуть и медленно перебирать ими, передвигаясь по столу, стене, двери, подоконнику. «Зацепился» - остановка, лапки сжаты. «Паутинку сплетает» - пальчики перебирают или продёргивают шерстяную нитку.
Речевые игры и упражнения
- Посмотри на картинку и расскажи про паука. Какой он? Что делает? Какое у него настроение? Как можно ласково назвать паука? (Паучок, паучишка) Как можно назвать огромного паука? (паучище)
- Какими словами можно описать паутинку? (Лёгкая, прозрачная, воздушная)
Загадка
Это кто? Бородка, рожки.
У неё в копытцах ножки.
Даёт великолепное
Молоко целебное.
Хитрые блестят глаза
И зовут её(коза).
КОЗА
Вдоль дороги на виду
Щиплет козочка траву:
Глазки блестят,
Рожки торчат,
Копыта стучат.
Упражнение для пальчиков «Идёт коза рогатая»
Традиционное развлечение для малышей. Указательный палец и мизинец выставлены вперёд и двигаются в разные стороны: вверх-вниз, вправо-влево. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони, большой палец ложится сверху.
Речевые игры и упражнения
- Посмотри на козу и опиши: какая она? (Белая, пушистая, с колокольчиком)
- Что делает коза? (Прыгает, скачет, резвится, гонится за бабочкой, улыбается)
- Как козу называют в сказках, песенках, потешках? (Дереза, егоза, лупоглазая)
Загадка
Быстро плавали в реке,
Оказались на крючке.
Тут не до улыбки!
Кто же это?. (рыбки).
РЫБКИ
Рыбки резвятся –
В воде кружатся!
Весело ныряют,
Пузыри пускают,
Друг дружку догоняют!
Упражнение для пальчиков «Рыбки весело кружатся»
Ладони обеих рук выпрямлены, пальцы прижаты друг другу. Плавные движения ладоней изображают рыб в воде. Это упражнение хорошо выполнять вдвоём-втроём, передвигаясь по комнате. В детском саду или во дворе может собраться целая «стайка» рыбок.
Речевые игры и упражнения
- Посмотри на картинку и опиши рыбок красивыми словами. Какие они? (Яркие, красивые, полосатые, весёлые, резвые) Что делают рыбки? (Плавают, резвятся, кружатся, играют)
- Скажи наоборот: Весёлая - (грустная, быстрая - (медленная, вверх-(вниз, тепло- (холодно).
Загадка
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это (краб).
КРАБ
В панцирь одет,
Краб не знает бед:
В море живёт,
По дну ползёт,
Лапками гребёт.
Упражнение для пальчиков «Крабик ползёт»
Ладони тыльной стороной направлены друг другу и переплетены, пальцы направлены вниз. Большие пальцы направлены к себе. «Краб» передвигается на пальчиках ладони в одну сторону, а затем в другую. Можно изменять скорость передвижения: ползти по команде то быстро, то медленно.
Речевые игры и упражнения
- Посмотри на краба и опиши его. Какой он: большой или маленький, быстрый или медленный, что делает – плавает или ползает?
- Большой краб, а маленький - (крабик, огромный - (крабище).
- Как ты понимаешь выражение «задом наперёд»? Пройди так. Удобно ли так передвигаться? Почему?
Загадка
Притворяется бревном
С длинным сплющенным хвостом.
Обитатель речки Нил
Злой, зелёный (крокодил).
КРОКОДИЛ
Ты мне на слово поверь:
Крокодил – опасный зверь!
Из воды выползает,
Пасть разевает,
Детишек пугает!
Упражнение для пальчиков «Зубастый крокодил»
Ладони соединяются между собой у запястий, изображая «пасть крокодила». Хлопки ладонями показывают, как крокодил открывает и закрывает пасть. Можно вытянуть обе руки вперёд, положив одну на другую, тем самым изображая всего крокодила.
Речевые игры и упражнения
- Посмотри на картинку и опиши крокодила. Какой он? (Большой, зелёный, хитрый, хищный)
- Что умеет делать крокодил? (Ползать, плавать, открывать пасть, глотать, пугать)
Загадка
Он твердит одно – га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну, конечно, это - (гусь).
ГУСЬ
Гусь семью ведет гулять,
Свежей травки пощипать.
На гусят ворчит:
- Га-га-га, - кричит, -
Слушаться велит.
Упражнение для пальчиков «Покажи гуся»
Подушечки большого, указательного и среднего пальцев одной руки соединяются вместе, изображая «клюв» гуся (остальные пальцы прижаты к ладони). Разъединяя пальцы, показываем, как открывается и закрывается клюв гуся.
Речевые игры и упражнения
- Посмотри на картинку и опиши гуся. Какой он? (Сам белый, клюв и лапки красные, на голове цветная косынка). Какое у гуся настроение?
- Что делает гусь сейчас, и что ещё он умеет делать? (Сейчас он плещется в луже, купается, веселится, радуется. Гусь может ходить вперевалочку, летать, ковылять, гоготать, щипаться)
Загадка
Медленно ползёт в траве,
Тащит ношу на спине:
Дом тащить такая пытка,
И зовут её(улитка).
УЛИТКА
Улитка-недотрожка
Высунула рожки!
Медленно ползёт,
Домик везёт,
Листики жуёт.
Упражнение для пальчиков «Рожки улитки»
Ладонь опущена вниз. Указательный палец и средний выставлены вперед, изображая «рожки» улитки. Остальные пальцы прижаты к ладони. Указательный и средний пальцы сгибаются и разгибаются, показывая, как «рожки» прячутся.
Речевые игры и упражнения
- Посмотри на картинку и расскажи про улитку: какая она, что делает, какое у неё настроение?
- Как можно назвать маленькую улитку? (улиточка). Позови улитку ласково. (улиточка или улитонька, улитушка). А как можно назвать большую улитку? (улитища)