Татьяна Бутырская
Консультация для родителей «Играйте с детьми в сюжетно-ролевые игры дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Я хочу рассказать о том, какие сюжеты лучше выбрать для игр с малышом и как в них правильно играть, чтобы игра не только развлекала, но развивала и обучала Вашего ребенка.
Как и любому другому навыку, играть детей нужно учить. И главный способ учёбы – подражание.
- Сначала играйте вместе с ребёнком. Пусть малыш наблюдает за Вами и повторяет.
- Затем переходите к игре по образцу. Вы показываете, как нужно поступать (например, готовить воду для купания куклы, намыливать мочалку, вытирать игрушку, а затем малыш пусть делает это самостоятельно.
Публикация «Консультация для родителей „Играйте с детьми в сюжетно-ролевые игры дома“» размещена в разделах
- Когда эти навыки освоены, ребёнок может играть сам – стоит лишь затеять игру и предложить конкретные условия.
И так, в какие сюжетно-ролевые игры лучше играть? Это могут быть: «Семья», «Почта», «Транспорт», «Магазин», «Больница», «Строительство», «Парикмахерская», «Детский сад», «Школа» и другие.
Играем в «Семью»
Это самая любимая игра детей. Она уместна и для обычного семейного вечера, и для весёлого времяпровождения с гостями. Для начала нужно распределить роли между всеми желающими. Причём папой может быть и 3-х летний малыш, а «настоящая» мама может использовать роль маленькой доченьки. Войти в роль помогут ролевые атрибуты: одежда, игрушки, личные вещи и т. д. Важно перед началом игры проговорить основные действия той или иной роли. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, ремонтирует мебель, мастерит. Мама – хозяйка в доме, готовит еду, стирает, убирает, смотрит за детьми. Ребёнок играет, ходит в детский сад, помогает маме, шалит. А ещё в семье могут быть дедушки, бабушки, собака, кошка и т. д.
В «семью» можно играть по-разному. Всё зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».
«Маленькие помощники»
Мамам знакома ситуация: домочадцы не помогают по дому, несколько раз надо просить убрать игрушки, выбросить конфетные обёртки, сложить в шкаф книжки. Такую проблему и помогает разрешить эта игра.
Цель. Научить малыша выполнять ту или иную домашнюю работу, показывать, что это не только необходимо, но и интересно, ведь к каждой работе можно подходить весело и с фантазией.
Что понадобится? Сюжетные картинки (можно из детских книжек, на которых изображены бытовые сцены, например: все члены семьи помогают маме убирать квартиру, накрывать на стол, готовить обед, стирать бельё. Также отберите соответствующие игрушки.
Как играть. Распределите роли и разыграйте ситуации из жизни: стираем, убираем, гладим, варим суп, пылесосим и т. д.
«Одеваемся на прогулку»
Многие малыши не умеют самостоятельно одеваться, и, когда они идут в детский сад, это становиться для них большой проблемой. Но часто дети не хотят это делать не потому, что ленятся, а потому, что не умеют.
Цель. Сначала научить малыша понимать общие понятия – «одежда», «обувь», правильно называть вещи. Затем – освоение навыков одевания. Ведь это очень сложно: понять где перед, а где зад, где лицо, а где изнанка, как застегнуть-расстегнуть пуговки или молнию, что означает «зашнуровать, завязать, повесить на крючок».
Что понадобится. Лучше всего подойдёт большая кукла, у которой есть гардероб: платья, шапочки, кофточки, носочки, туфельки. Подберите вещи для разных сезонов. Особенно интересна для малыша одежда настоящая, но маленького размера.
Как играть. При разработке сюжета не забудьте о тематической картинке. Подойдёт, например, рисунок, на котором изображена прогулка в заснеженном лесу. Затем приступайте к выбору одежды, одеванию и переодеванию куклы.
«Приглашаем к столу»
Часто приходиться краснеть за своего ребёнка, он «некрасиво» ведёт себя за столом. Уж, казалось бы, сколько раз делали ему замечания, а он так ничего и не усвоил. Родители, помните: одно дело в 101-й раз услышать инструкцию, и совсем другое – разыграть ситуацию!
Цель. Малыш запомнит названия предметов мебели, посуды. Освоит понятия «справа», «слева», «большой», «маленький». Ребёнок почувствует себя самостоятельным, поймёт, как должен вести себя хозяин и как нужно вести себя в гостях.
Что понадобится? Стол и стулья (настоящий или игрушечный, скатерть, салфетки, посуда, чай, еда (но это не обязательно, можно играть «понарошку»).
Как играть. Накрыть скатертью стол и сделать правильную сервировку. Распределить, где кто будет сидеть. Вежливо пригласить всех к столу, предложить угощения.
Сюжетно-ролевые игры имеют ещё и психотерапевтическое значение. Например, если ребёнок боится воды, то игра «Купаем куклу» помогает справится с этой проблемой. А малышу, который вечером с трудом засыпает, нужно предложить поиграть в игру «Кукла хочет спать».
Если ребёнок не хочет ходить в детский сад, то в процессе игры «Детский сад» родители поймут, что именно не нравится их малышу. Стоит только внимательно понаблюдать за тем, как именно играет ребёнок, что он говорит от имени воспитателя, няни, других детей. Таким образом, Вы обязательно увидите и узнаете, что же больше всего беспокоит малыша – тревожащая их ситуация в игре обязательно проявиться. Благодаря этой игре, тот кроха, который ещё только пойдёт в детский сад или тот, который пока ещё не привык к нему, быстрее адаптируется к новой обстановке.
Если ребёнок боится докторов, а ему предстоит сдавать анализы, то поиграйте с ним в поликлинику – так малыш подготовится к предстоящим процедурам.
Фантазируйте, играя с ребёнком, и у Вас всё получится!