Ольга Ширяева
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Калейдоскоп чувств и эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
«Калейдоскоп чувств и эмоций»
Составитель: педагог-психолог Яковлева О. Г., Ширяева О. А.
Целевая аудитория: педагоги – психологи ДОУ
Публикация «Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания „Калейдоскоп чувств и эмоций“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Цель: профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагогов, снижение пси-хоэмоционального напряжения, сплочение, создание группового доверия и принятия.
Ход тренинга:
Педагог-психолог : Я рада, что мы смогли встретиться, и у нас появилась возможность немного рас-слабиться, отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах.
А начнем нашу сегодняшнюю встречу мы со снятия напряжения.
1. Упражнение «Карусель общения»
Цель: положительный настрой участников тренинга и включение участников в работу, снятие психоэмоционального напряжения. (15 мин) Материал: мяч или мягкая игрушка.
Перед началом упражнения все участники тренинга рассаживаются по кругу и продолжают фразу,
заданную ведущим: «Я люблю…»; «Меня радует…»; «Я горжусь собой, когда…».
2. Упражнение «Подчеркивание общности»
Цель: сплочение участников и формирование у них доверия друг к другу
Упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, бросающий мяч другому, должен назвать пси-хологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: «Я думаю, нас с тобой объединяет.», и называет это качество, например: «Мы с тобой одинаково общительны»; «Мне кажется, мы оба бываем несколько прямо-линейны». Тот, кто получает мяч, отвечает: «Я согласен», если он действительно согласен, или «Я подумаю», если не согласен. Далее, тот к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.
3. Упражнение «Передача чувств»
Цель: работа с разными чувствами, снятие внутреннего напряжения.
Участники встают в затылок друг за другом. Последний поворачивает предпоследнего и пере
дает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй чело
век должен передать мимикой следующему это же чувство и так, пока не дойдут до первого
стоящего человека. У первого спрашивают, какое чувство он получил мимикой, и сравнивают
с тем, какое чувство было послано мимикой вначале.
4. Упражнение «Настроение»
Цель: почувствовать и определить свое внутреннее эмоциональное состояния, осознать степень его напряжения или удовлетворения, снять напряжение и получить расслабление.
Возьмите цветные карандаши и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте аб-страктный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии свашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите ваше негативное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончив рисунок, переверните бумагу и на другой стороне ли-ста напишите 5–7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны. После этого еще раз посмотрите на ваш ри-сунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоциональ-но разорвите листок, выбросьте в урну.
Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально неприятное состояние уже исчезло, оно
перешло в ваш рисунок, и было уничтожено вами.
5 Живая диаграмма (мини самообследование)
Педагог-психолог :
Коллеги, предлагаю поиграть в игру. Для этого встаньте в одну линию так, чтобы не касаться друг друга, и закройте глаза. Я буду задавать вам вопросы. Если ваш ответ на вопрос «да», вы делаете шаг вперед, если «нет» – остаетесь на месте.
Педагоги выстраиваются в одну линию и с закрытыми глазами отвечают на вопросы теста А. И. Та-щевой «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?». Ответ «да» – шаг вперед, ответ «нет» – стоят на месте. В результате получается «живая диаграмма».
Педагог-психолог :
Итак, ответьте «да» или «нет» на вопросы. Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы от-вечать вниманием на внимание со стороны окружающих? (Педагоги шагают после этого и всех сле-дующих вопросов. Всего вопросов – десять.) Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам? Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска, выходных или каникул больше, чем до них? Случа-лось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – ту-пая боль? Испытываете ли вы головные боли от конфликтов в семье? Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения? Бываете ли вы слишком плаксивы или близки к слезам? Предрасполо-жены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда вы эмоционально расстрое-ны? Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка? Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на то, чтобы решать чужие проблемы, и у вас не остается времени на себя?
Если вы сделали больше четырех шагов вперед, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.
6. Релаксационное упражнение «Дождик»
Цель: снять мышечное напряжение
Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем пото-ки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.
7. Упражнение Сосуд (мини диагностика)
Методика «Сосуд». Приготовьте 2 чистых листа, формата А4 и карандаш.
1. Нарисуйте на весь лист сосуд в форме банки.
2. Заполните банку 5-ю кругами примерно одинакового размера, так чтобы они вместились
внутри банки.
3. В этих кругах напишите по одному прилагательному, ответив на вопрос – каким я вижу себя
в жизни?
4. В пустых местах нарисуйте 5 кругов поменьше и в каждом из них напишите качество, кото -
рое помогает вам стать таким, каким вы описали его в больших кругах.
Например. «Целеустремленный» (в большом круге) – «упорство» (в маленьком круге) или «до
водить начатое до завершения» (в маленьком круге) или «никогда не сдаваться» (в маленьком
круге). «Успешный» (в большом круге) – «делать выводы из ошибок» (в маленьком круге) или «не повторять ошибок дважды» (в маленьком круге).
5. Представьте, что остальное свободное пространство занимает песок. Заполните песком все
свободное место в банке.
Вывод. Как вы думаете, что означает песок?
Песок – это каждодневные требования и претензии – ваших близких, окружения, которые
предъявляются к вам в настоящий момент.
Обратите внимание на то, сколько песка в этом СОСУДЕ и с каким чувством вы наполняли со
суд песком. Посмотрите на сколько сильное влияние он оказывает на вашу личность, на вашу
самооценку.
8. Упражнение «Лестница»
Цель: повышение самооценки
Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного
пути и профессиональной деятельности.
Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и
предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на
сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:
— Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
— Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?
— Что мешает Вам находиться наверху?
— Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?
9. Упражнение «Покажи, кто»
Цель: развитие позитивного самовосприятия и восприятие себя другими, установление психо-логической поддержки и обратной связи.
Упражнение выполняется в кругу. Для начала всем участникам предлагается поднять вверх ру-
ку с вытянутым указательным пальцем. Затем психолог называет какое-либо свойство и пред-
лагает воспитателям опустить руку, показав пальцем на того, кто, с точки зрения каждого из
них, обладает сегодня данным свойством:
· Покажите самого активного сегодня;
· Кто сегодня особенно веселил группу;
· Самого сонного;
· Того, кто сегодня помог вам;
· Того, кого вы хотели бы узнать поближе;
· С кем хотели подружиться.
В конце работы с участниками провести рефлексию.