Марина Серова
Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»
Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление с приемами саморегуляции.
Задачи:
-снять эмоциональное напряжение, посредством группового взаимодействия,
-познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
Публикация «Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ „Профилактика профессионального выгорания“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
-создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
-совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Материалы и оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, ручки, магнитофон, релаксационная музыка, видеоролик «Не хочешь сгореть на работе?», цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, звездочки из бумаги.
Организация тренинга:
группа педагогов до 20 человек.
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу, принятие удобного положения тела во время релаксации.
Ход тренинга
Упражнение «Говорящие руки»
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Время: 5-7 минут.
Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
Поздороваться с помощью рук.
Побороться руками.
Помириться руками.
Выразить поддержку с помощью рук.
Пожалеть руками.
Выразить радость.
Пожелать удачи.
Похвалить
Попрощаться руками.
Психологический смысл упражнения: происходит эмоциональное сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.
Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?
Упражнение «День рождения»
Цель упражнения: положительный эмоциональный настрой, активизация внимания участников, снятие зажимов, раскрепощение, сплочение. Я буду рассказывать историю, а вы показывать движения. Главное не останавливаться и выполнять все движения по инструкции.
- На день рождения мама подарила дочке мяч (правой рукой воображаемый мяч подбрасываем вверх). Дедушка подарил расческу (левой рукой расчесываемся, не переставая играть в мяч). Папа подарил лыжи (не переставая выполнять предыдущие движения, имитируете движения ногами). Бабушка подарила куклу, которая хлопала глазами и кивала головой. И девочка стала говорить всем «Спасибо!».
Упражнение «Нежные ладошки».
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного невербальных контактов.
Все участники становятся парами лицом дуг к другу, образуя две шеренги. Каждый участник проходит между участниками все его нежно поглаживают, можно аккуратно пощекотать, одобрительно похлопать. Стоящие к конце шеренги нежно обнимают.
Упражнение «Крылья уверенности»
Цель упражнения тренинга: открыть для себя новые энергетические возможности.
Необходимо удобно сесть и сознательно вызвать в себе ощущения, которые у вас ассоциируются с уверенностью. Для этого надо порыться в памяти, вспомнить и заново пережить несколько ситуаций, при которых вы чувствовали себя очень уверенно. Обычно в таких случаях возникает ощущение, что за спиной выросли крылья. Человек выпрямляет спину, расправляет плечи и уверенно смотрит в глаза другим. При этом повышается контроль ситуации и улучшается координация движений. вы абсолютно уверенный в себе человек.
Притча «Опусти стакан!»
Профессор начал занятие с того, что взял в руки стакан с водой и спросил сидящих в аудитории студентов:
– Кто знает, каков вес этого стакана?
Студенты зашептались.
– Около двухсот грамм! Триста! Четыреста! – слышались выкрики.
– Честно, я и сам не знаю точного ответа, – сказал профессор. – Но это сейчас не главное. У меня такой вопрос: что будет, если я буду держать этот стакан в вытянутой руке 2 минуты?
– Ничего, – удивленно ответили студенты.
– Действительно ничего, – продолжал профессор. – А если 2 часа?
– У вас заболит рука, – выкрикнул студент.
– А если я буду держать его в вытянутой руке целый день?
– Скорее всего, рука онемеет. И высока вероятность мышечного расстройства.
– А как вы думаете, изменится ли вес этого стакана от того, что я его целый день буду держать?
– Нет, не изменится, – удивленно переглянулись студенты.
– И что же сделать, чтобы исправить эту ситуацию?
– Просто поставить стакан на стол, – предположил один из студентов.
– Вот именно! – воскликнул профессор. – Запомните, ребята: точно так же нужно поступать с жизненными трудностями. Задумайся о проблеме на 2 минуты – и она окажется рядом с тобой. Думай над ней 2 часа – и она станет засасывать тебя. Думай о ней целый день – и она парализует тебя. От долгих размышлений «вес» проблемы не уменьшается, а наоборот увеличивается. Только действие позволяет справиться с ними. Очень часто даже самое простое, но своевременное действие лучше бесконечных размышлений. Решите проблему или отложите в сторону, иначе она поглотит вас целиком.
Упражнение «Мусор».
Цель: помочь себе избавиться от негативных переживаний. Представьте себе много разного мусора. Что для вас символизирует мусор. Сейчас у вас будет возможность выбросить что-то из своей жизни за полной ненадобностью. Это может быть неприятный разговор, событие, встреча, какой-нибудь предмет, место, чувство и т. д. Участникам предлагается представить то с чем они хотят расстаться и выбросить это в мусорный контейнер. (Расходный материал: цветная бумага, клей ножницы, цветные ручки)
Упражнение «Подарок»
Цель: Упражнение дает возможность расслабиться и получить поддержку окружающих. До начала упражнения участникам раздаются звездочки из бумаги с большим количеством лучиков, подписанные именами участников. Каждый из группы пишет на одном из лучиков, положительное качество или пожелание участнику тренинга. Инструкция: (Звучит релаксационное музыкальное сопровождение) Встаньте как можно удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Найдите яркую звезду, которая ассоциируется с вашей мечтой, желанием. Встаньте на носочки и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Ведущий тихо подходит к участникам и отдает каждому его звездочку.
Хочу спросить у вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для работы? Оправдались ли ваши ожидания?.
- А теперь возьмитесь за руки, встаньте в круг и хором скажите:
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны.
Ведущий: «Спасибо всем за участие!»
Список литературных источников:
1. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии N 5, 1988.
2. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - № 2, 2006.
3. Берн, Эрик, Трансактный анализ в психотерапии. Изд-во: Академический Проект, 2001.
4. Вачков И. В. Групповые методы работы школьного психолога: учебно-методическое пособие. - М. : "Ось-89", 2009.
5. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб. : Питер, 2005.
6. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса: учебное пособие.
7. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. - М. : Изд-во "Эксмо", 2005.
8. Под редакцией Хрящевой Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. Серия: Психологический тренинг. - СПб. : Изд-во Институт Тренинга, РЕЧЬ, 2001 г
9. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения /авт. -сост. О. И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.
10. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М. : Изд-во Института психотерапии, 2005.