Екатерина Шильникова
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Немного истории
Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил
Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
Публикация «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервнопсихическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».
«Эмоционально выгоревшие»- это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
К внутренним факторам относятся личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
К внешним, объективным условиям педагогического труда относятся:
характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции;
загруженность рабочего дня;
высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;
большое количество детей в группе;
нечеткая организация деятельности;
неблагоприятная психологическая обстановка в учреждении;
социальные условия.
Среди субъективных факторов выделяются:
индивидуальные свойства нервной системы;
уровень чувствительности к профессиональным трудностям;
мотивации к профессиональной деятельности и поведению;
опыт, знания, навыки.
Статистика проявление СЭВ у педагогов (по стажу работы):
8–11% – от 1 года до 3 лет, и у педагогов с 10-летним стажем (адаптация в ОУ, у педагогов со стажем более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты)
22% – от 15 до 20 лет
Чаще всего у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет
После вступительной части проводится "Анкетирование для оценки синдрома эмоционального выгорания "
Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
1. СПОСОБЫ ФИЗИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ:
Различные движения потягивания и расслабления мышц
Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т. д.
Релаксация
2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
длительный сон,
вкусная еда,
общение с природой и животными,
движение,
танцы,
музыка.
3. Способы эмоциональной саморегуляции:
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
мысленное обращение к высшим силам (Богу,
Вселенной, великой идее);
И конечно же не забывайте про САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
Дарите себе подарочки и милые безделушки.
Выводы
ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ, КОЛЛЕГИ!
НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!
ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ– УЛЫБКА!
После теоретической части, проводится практическая часть.
1. Листовки «Фразы или девизы счастливого человека»
В начале тренинга педагогом предлагается написать на листовках «Фразы или девизы счастливого человека» А конце тренинга из волшебной шляпы, достать себе фразу.
2. Упражнение «Приветствие»
Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по залу и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок ведущего – здороваются за руку, 2 хлопка – плечами, 3 – спинами.
3. Упражнение «Имя – профессиональное качество».
Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени. Например, Анастасия – активная.
4. Упражнение “Я- подарок”
Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим «Я- подарок».
Нужно наполнить данную фразу своим содержанием. «Какой Вы подарок?»,
«Для кого Вы подарок?»
5. Упражнение «Комплементы»
Каждый участник группы по очереди делает комплемент своему соседу справа.
6. Упражнение «Предложения на карточках»
- Для того чтобы нам лучше узнать друг о друге, я предлагаю вам вытянуть карточку и закончить написанное в ней предложение.
Предложения на карточках:
Я доверяю людям, которые…
Самая большая радость для меня…
Я люблю, когда…
Мне радостно, когда…
Я горжусь тем, что…
Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…
Мне особенно приятно…
Думаю, что самое важное для меня…
Мне особенно приятно…
Человек, которому я могу доверять…
Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня …
Мои друзья…
Самое большое достижение в моей жизни…
Я ценю в людях…
Я чувствую себя уверенно, когда…
Человек считается успешным, если…
7. Упражнение «Найди пару»
Педагоги ходят закрытыми глазами в хаотичном порядке до того момента пока ведущий не хлопнет, после хлопка нужно найти себе пару (не открывая глаза).
8. Листовки «Привычки счастливого человека»
Итоги занятия. Обратная связь.
Педагогам предлагается в свободной форме ответить на вопросы:
- Чем полезно для вас было данное занятие? Что нового вы узнали?
- Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
- Ваши пожелания на следующую встречу?