Людмила Гуркина
Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)
▼ Скачать + Заказать документы
Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания
(в рамках педагогического совета)
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассмотрим актуальную тему – профессиональное выгорание
Так что же это такое? Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Данный синдром является самой опасной профессиональной болезнью тех, кто работает с людьми. А ведь именно такой и является профессия педагога. В ежедневном общении с учащимися и их родителями возникают различные ситуации, зачастую в ходу которых возникают отрицательные эмоции. В результате внутреннего накапливания данных эмоций без соответствующей «разрядки», освобождения от них и формируется профессиональное выгорание.
Публикация «Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Синдром развивается постепенно. Они проходит три стадии. Сейчас прошу вас вспомнить свое эмоциональное состояние за последнее время и соотнесите со следующими симптомами. Замечу, что эмоциональное состояние находит свое выражение не только в общении на работе, но и во взаимоотношениях с членами семьи, близкими.
Итак, первая стадия:
- характерно приглушение эмоций, сглаживанием остроты чувств; человек отмечает, что вроде бы все нормально, но как-то пусто и скучно на душе;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает чувство неудовлетворенности, тревожности, и вы все чаше, приходя домой, хотите, чтобы вас оставили в покое. При этом беспомощность и апатия со временем может перерасти в агрессию и отчаянье.
Вторая стадия:
- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии участников образовательного процесса. Сначала это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. На этой стадии человек уже не в состоянии устанавливать нормальный контакт с окружающими.
Третья стадия:
- притупляются представления в жизненных ценностях, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. Эмоциональное истощение приводит к физическим болезням: повышение артериального давления, гастрит и т. д.
Я лишь поверхностно осветила причины и формы проявления профессионального выгорания, т. к. в сегодняшнем общении с вами мне хотелось бы сделать акцент на профилактике данного состояния и методах саморегуляции.
Что же мы может предпринять сами?
Крайне важно не замыкаться, не оставаться одному со своим состоянием. Необходимо общение с людьми на эту тему. Это могут быть как члены семьи, так и коллеги по работе. В последнем случае возможен обмен опытом по предотвращению данного состояния. Следует помнить, что положительные эмоции менее устойчивы – мы их пережили и они ушли, вот негативные эмоции подпитывают себя сами и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться.
Как ни банально это звучит – специализированная помощь – психолога, возможно даже психиатра, который может выписать лекарственные препараты, облегчающие состояние.
Обязательно физические нагрузки, сжигающие так называемые «гормоны стресса». В идеале – это занятия спортом – фитнес, танцы, йога, бассейн и т. п. Я понимаю, что у многих присутствующих нет этой возможности выделить время для посещения спортзала. В этом случае подойдет любая физическая активность. Можно выйти из общественного транспорта на одну остановку раньше и прогуляться до дома пешком.
В ваших раздатках есть памятки с прописанными там методами саморегуляции. И сейчас мы вместе опробуем их. Некоторые из них я давала ребятам в рамках психологической работы подготовки к ЕГЭ. И отзывы были положительные.
- «Дыхание на семь»
- Точечный самомассаж кистей рук.
(Проводится совместная проработка данных техник психолога с коллективом)
Это была работы с физиологией.
А теперь затронем работу со своим внутренним «Я» и сразу же попрактикуемся.
- для разминки предлагаю вам упражнение «10 плюсов». Вам дана ситуация: «Вы с начала рабочего года откладывали деньги на новогодний отпуск, выбирали место отдыха, казалось, все продумали и тут… упс, по независящим от все причинам, все срывается!. Ситуация аховая и остается только впасть в уныние, оставаясь все праздники в холодном городе, тоскуя по вожделенным теплым краям… тут и приходит на помощь умение посмотреть на все с другой точки зрения и даже извлечь плюсы из сложившийся ситуации. Итак, пусть каждый из вас найдет хотя бы пять плюсов и впишет из в бланке раздатки.
(Дается время для работы, затем в произвольном порядке педагоги перечисляют те плюсы, которые они нашли. Психолог подводит итог по данной работе)
Следующая техника, которую мне хотелось бы вам порекомендовать – «Диссоциация и ассоциация».
Диссоциация – это когда человек наблюдает за ситуацией, как зритель «со стороны». Ассоциация – ситуация переживается изнутри с сопутствующими эмоциями.
Ассоциированное восприятие замечательно подходит для ситуаций, вызывающих положительные эмоции. Это может служить ресурсом, когда мы в своих воспоминаниях на ассоциативно погружаемся в положительно окрашенную эмоциональную ситуацию. В воспоминаниях крайне важны визуальные составляющие – цвет, яркость, звуки, кинестетика – ощущения тела, запахи, вкус. Воспоминание закончилось, а приподнятое воспоминание осталось.
Теперь о ситуациях, воспоминания о которых вызывает негативные эмоции. Так как вы еще не владеете данной техникой, то прошу вас выбрать для начала ситуацию, которая несет в себе НЕ сильные отрицательные эмоции.
Закройте глаза и оживите в себе воспоминание… Где вы сейчас – внутри ситуации или за пределами ее?. Для облегчения диссоциированного видения, представьте себя в зрительном зале, сидящем в удобном кресле и просмотрите всю ситуацию, как представление в театре. Имеет ли она цвета?. Представьте как она постепенно выцветает… а теперь сделайте ее черно-белой… Отдалите от себя сцену с действием медленно, но как можно дальше. Оцените то, как сейчас она воспринимается… Зафиксируйте в сознании это новое восприятие…
Это была работа с воспоминаниями. Но как быть, если это текущая ситуация и вы вовлечены в нее самым непосредственными образом. Для этого неплохо потренироваться в умении смотреть на себя со стороны здесь и сейчас. Прямо сейчас попробуйте увидеть себя с высоты… а теперь со стороны соседа, сидящего слева… справа, может быть кому-то удастся увидеть себя с позиции сидящих сзади… Упражняться в этом навыке можно в любое время – по дороге на работу – с работы, во время урока, в общении с коллегами.
Как часто мы положительно отзываемся об окружающих на людях, хвалим других. А когда последний раз вы хвалили себя? Уверена, что большинство из вас удивит мой вопрос. А вот следующий вопрос, когда вы в последний раз себя критиковали-осуждали-ругали. Интересно – у всех ответ – сегодня или у кого-то все же вчера? Важность похвалы самого себя нельзя преувеличить. Попробуйте сейчас же перечислить 10 дел, которые вы совершили за последнее время и за которые вы могли себя похвалить. Кстати, не обязательно, чтобы эти дела были связаны с вашей профессиональной деятельностью…
Вспомните три черты характера, которые вам помогают в жизни, в профессиональной деятельности…
А теперь вспомните талант или же, для особенно скромных, способность…
Надеюсь, теперь то вы убедились какие вы замечательные, способные и талантливые. Конечно, я понимаю, что многие из вас осознают собственную ценность как профессионала, так и человека, но после сегодняшнего занятия, я вас уверяю, вы откроете в себе новые грани!
Раздаточный материал
МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Многие знают, дыхание – индикатор стресса. То как мы дышим — будь то короткое, поверхностное дыхание грудью или же глубокое и спокойное — диафрагмой — непосредственно затрагивает блуждающий нерв, который проходит через грудь, а также влияет на нервные рецепторы в легких. Эта система нервов связана с лимбическим центром мозга, который контролирует эмоциональные реакции. Cпокойное и правильное дыхание может помочь успокоиться и привести ум и чувства в порядок.
«Дыхание на семь»
Сосредоточьте внимание на дыхании. На шее пальцем нащупайте пульс. Совершайте медленный вдох на 1-2-3-4-5-6-7 и такой же медленный выдох на 1-2-3-4-5-6-7, при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна. Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
Точечный самомассаж обычно выполняется кончиками большого, указательного, а иногда и среднего пальцев левой руки (когда массируем пальцы правой руки, начиная с ногтевой фаланги мизинца (и далее – других пальцев). Для этого необходимо пальцами левой руки щипком захватить ногтевую фалангу, нажимать и обворачивающими движениями выполнять разминания и растирания ногтевой фаланги правого мизинца. Далее по очереди выполняется массаж ногтевых фаланг IV, III и II пальцев. Потом массажируется точка, указанная на рисунке. В завершение выполняется массаж ногтевой фаланги большого пальца. Затем вторая кисть. Самомассаж биологически активных точек левой кисти начинается с массажа ногтевой фаланги большого пальца, потом точка, указанная на рисунке, ногтевых фаланг 2-го, 3-го, 4-го и 5-го пальцев – то есть, в обратном порядке. Длительность самомассажа всех активных точек - 2 – 4 минуты. Улучшение самочувствия наблюдается уже после массажа точек правой кисти, а нормализация состояния наступает после окончания самомассажа всех активных точек кистей рук. Иногда бывает (в начале обучения методики, что эффект от массажа не полный. В таком случае следует повторить весь сеанс еще раз, а то и дважды. При выполнении самомассажа действие его длится 2-3 часа и более. Такой самомассаж поможет быстро снять напряжение, устранить тревожность, стресс, головную боль, а также поможет избавиться от других неприятных ощущений и негативных психических состояний.