Светлана Хатькова
О работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом становится всё более актуальным вопрос о синдроме эмоционального выгорания работников, в частности, педагогов. Синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах осуществления профессиональной деятельности педагога и не зависит от стажа работы, его возможно диагностировать на разных стадиях. Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
Публикация «О работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Своевременная профилактика и коррекция снижает негативные последствия синдрома эмоционального выгорания.
В связи с этим в нашем учреждении организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Для решения этой задачи в годовом плане педагога-психолога был запланирован и успешно реализуется семинар по профилактике эмоционального выгорания педагогов, который включает в себя четыре занятия в течение учебного года.
Семинарско-практические занятия по теме : «Эмоциональное выгорание педагога : причины и профилактика» предназначены для развития у педагогов представлений о синдроме эмоционального выгорания и его последствиях, методики, позволяющие участникам занятий на основе рефлексии выявить у себя признаки выгорания, степень его выраженности, а также упражнения и рекомендации профилактического характера.
Тема первого занятия – «Что такое эмоциональное выгорание?» Педагоги познакомились с понятием эмоционального выгорания, симптомами его проявления. Кроме этого, коллегам была представлена авторская модель «Палитра эмоций», благодаря которой максимально наглядно удалось увидеть роль баланса эмоций в эмоциональном благополучии. В практической части занятия педагогам были предложены упражнения и техники, которые позволят научиться балансировать эмоциональные проявления.
Тема второго занятия – «Стадии профессионального выгорания». Педагоги узнали, что начинается эмоциональное выгорание приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний, исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи. Была проведена диагностика, которая позволила увидеть, какие из трёх составляющих выгорания представлена у них на текущий момент времени: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений. Результаты диагностики были тут же проанализированы, и у педагогов была возможность оценить своё эмоциональное состояние.
Тема третьего занятия – «Самоанализ личности педагога». В ходе этого занятия педагоги узнали о существовании основных типов психологической защиты, а также для чего они необходимы и что показывает наличие множества представленных типов защиты в большом процентном значении. После теоретического информирования была проведена диагностическая методика для определения степени общей напряжённости защитных функций с дальнейшим подсчётом и анализом результатов. Кроме этого педагогам были предложены лёгкие терапевтические техники, которые можно использовать в повседневной жизни для преодоления стрессовых состояний.
Осталось четвёртое занятие – «Профилактика эмоционального выгорания», в ходе которого педагогам предстоит познакомиться с игровыми и творческими методами и приёмами, которые всегда могут помочь избавиться от накопленных переживаний и эмоций.
Закончить статью хотелось бы притчей, которая будет представлена педагогам на заключительном занятии семинара по профилактике эмоционального выгорания.
Однажды ослик упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить его из колодца было невозможно. Тогда хозяин рассудил так: "Осёл мой уже стар, и ему недолго осталось, а я всё равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю старый колодец, да и ослика заодно закопаю". Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец. Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!
Хочется надеяться, что работа педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания педагогов в нашем учреждении, которая представлена в данной статье, поможет коллегам справляться с любыми трудностями и неприятностями, с которыми они сталкиваются каждый день. И всякий раз, когда на них будет падать очередной ком, они будут помнить, что можно стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, наши педагоги смогут выбираться из самых глубоких колодцев!