Яна Романченко
Пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек,
инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.
Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой
моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны
для детей, а также исключительно полезны для их общего развития :
Публикация «Пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
1. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом.
Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является
важнейшим фактором, стимулирующим развитие ребенка,
способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки
кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством,
повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим
развитие мышления ребенка.
2. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно
«рассказывать» целые истории!
3. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость,
умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают
хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
4. Помогают в игре формировать элементарные математические
представления.
5. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
6. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и
положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
7. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения
между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для
взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут
применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры можно использовать в
любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной
образовательной деятельности. Но взрослым не следует забывать
некоторые правила:
1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте
поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать. 3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев : сгибания и
разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые
игрушки, мячики.
4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются
показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может
самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в
свою и действовать вместе с ним.
5. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и
пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных
движений пользы не будет.
6. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы
приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо
знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
7. Необходимо применять различные пальчиковые игры, используя сжатие,
растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого
из пальцев. Повторяйте игры, как для правой, так и для левой руки.
8. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для
младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3
до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 - 7 лет) - 10-
15 минут в день.
9. Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры
планомерно.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа
по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном
взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков
малыша помогает развиваться, оказывает положительное воздействие на весь
организм в целом, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.
Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики
рук у детей дошкольного возраста
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для
его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в
пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга,
отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их
нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют
маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного ипсихического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений -
ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.
Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем
разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это
означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и
мышления дошкольника. Начинать развитие мелкой моторики необходимо с
самого раннего детства. Например, через различные игры с пальчиками, где
необходимо выполнять те или иные движения в определенной
последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в
ручку; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать,
выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ;
застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.
д. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения (это
разнообразные висы и лазание на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.).
Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является
изобразительная деятельность. Рисование играет особую роль. Дети рисуют
инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке,
которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается
мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.
Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится
писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша
умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный
контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет
ему хорошим помощником в школе.
Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и
творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только
через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение
соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными
материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных
интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка
каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью,
пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).
Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления,
активизация речевой деятельности детей (чем я ещё смогу рисовать? что я
смогу нарисовать этим материалом). За счёт использования разнообразных
изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся
точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным
положением (как при правильном держании карандаша, создаются условия для
преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики. Ведь вместо
традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания
и з о б р а ж е н и я с о б с т в е н н ы е л а д о н и, р а з н о о б р а з н ы е п е ч а т и,
трафареты, техники "кляксография", "монотипия" и т. д. Нетрадиционное
рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование
нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность,
которая удивляет и во схищает детей. Н е о б ы ч н ы е м ат е р и а л ы и
оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово
"Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать
свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные
эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его
радует, что его огорчает. Именно нетрадиционные техники рисования создают
атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы,
самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к
деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть
плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам.
Интерес к рисованию возникает у детей еще в раннем возрасте. Г. Н. Давыдова
отмечает, что занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся к
стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам
передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок
умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно
для развития творческих способностей.
Задача педагога - научить детей манипулировать с разнообразными по
качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы
изображения.
С. В. Погодина отмечает, что увлечение нетрадиционными техниками
рисованияне должно стать самоцелью. Потому что у ребенка постепенно
формируется некий изобразительный стереотип. Он приводит к тому, что
данную технику, в частности монотипию, ребенок соотносит только с одним
изображением - бабочкой. Дальше этого образа он уже ничего не видит.
Также не совсем правильно связывать неклассические техники с желанием
достигнуть эффекта. Суть в том, что раскрыть содержание задуманного образа
можно любыми выразительными средствами. Важно показать ребенку,
что техника, хотя и имеет значение в создании рисунка, все же выступает в
к а ч е с т в е " в с п о м о г а т е л ь н о г о к и р п и ч и к а " в п о с т р о е н и и
образа. Техника способствует решению изобразительных задач, а не подменяет
процесс обучения легким экспериментом.
При анализировании литературы я нашла классификацию А. В. Никитиной,
к о т о р а я п о м о г а е т о п р е д е л и т ь, к а к а я техника п р и м е н я е т с я в определенном дошкольном возрасте. Давайте рассмотрим её.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать :
рисование пальчиками;
рисование ладошками;
оттиск печатками из картофеля;
оттиск поролоном или печатками из ластика;
оттиск пробкой;
оттиск смятой бумагой;
Восковые мелки (свеча)+акварель.