Наталья Дьяченко
Конспект занятия «Традиции и обычаи казаков юга России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Знакомить с жизнью, традициями и обычаями казаков. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Материал. Старинные фотографии. Колокольчик и верёвка. Муляжи и образцы оружия.
Предварительная работа. Беседы, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц и поговорок по теме.
Под аудиозапись народной песни «Распрягайте, хлопцы, коней…» дети входят в групповую комнату. Садятся на стулья. Проводится беседа, в ходе которой воспитатель демонстрирует старинные фотографии.
Публикация «Конспект занятия „Традиции и обычаи казаков юга России“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитатель. Сегодня мы продолжим беседу о вольнолюбивых и свободных, независимых, гордых казаках, живущих в наших краях на протяжении многих столетий. Это были смелые, бесстрашные, честные люди, которые соблюдали традиции и обычаи своего народа, передавая их из поколения в поколение. Как вы думаете, какие первые правила усваивал каждый ребенок в станице?
Дети. Надо с уважением относиться ко всем членам семьи, слушаться старших. Быть честным и скромным. Заботиться своих родителях. Защищать от врагов свою Родину.
Воспитатель. В казачьих семьях послушание и почитание родителей было обязательным. Как казаки обращались к отцу и матери?
Дети. К отцу и матери дети, даже став взрослыми, обращались только на «вы».
Воспитатель. Обычай уважения и почитания старших по возрасту требовал выполнения особых правил поведения. Расскажите о них.
Дети. При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Если казак был в форме, при встрече старшего, он должен был приложить руку к фуражке – отдать честь.
Воспитатель. Чего не разрешалось делать в присутствии старших?
Дети. Не разрешалось сидеть, разговаривать, прерывать беседу старших.
Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Нельзя было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти. Старым и пожилым людям младшие должны были уступать дорогу.
Проводится игра «Любо – не любо».
Воспитатель описывает ситуацию. Если его высказывание соответствует заповедям казачества, дети кричат «Любо!», если нет – «Не любо!»
Воспитатель. Молодцы. Ребята! Все правила поведения запомнили, осталось только научиться соблюдать их в жизни. Или вы думаете, что это слишком строгие правила, которым в наше время не обязательно следовать? (Высказывания детей.)
Да, дети в казачьих семьях воспитывались в строгости, но это не значит, что старшие их не любили. Все члены семьи заботились о младших, баловали гостинцами, следили, чтобы чужие их не обижали. И это несмотря на то, что матери были заняты по хозяйству, а отцы большую часть времени проводили на службе, в боях и походах. Как вы думаете, кому из членов семьи дети должны были беспрекословно подчиняться? (Предположения детей.)
В казачьей семье все важные решения принимал отец – глава семьи. Он обеспечивал достаток, следил за порядком в доме. Но всё же главным в жизни каждого казака была воинская служба. Вспомните пословицы о казаках.
Дети.
Казак в беде не плачет.
Где казак, там и слава.
Атаман из плохого казака не получится.
Казак без службы – не казак.
Не тот казак, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
Где враг, там и казак.
Воспитатель. На чем казаки отправлялись в поход?
Дети. Казаки ездили верхом на лошадях, а еду, одежду и боеприпасы возили на телегах.
Воспитатель. У казаков было особое отношение к лошадям. Они не расставались с ними ни в бою, ни в труде. По праздникам в казачьих поселениях проводили скачки, в которых участвовали племенные кони. Вспомните пословицы и поговорки о казацких лошадях.
Дети.
Конь казаку – лучший друг.
Казак сам не поест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай.
Без коня казак кругом сирота.
Казак голоден, а конь его сыт.
Воспитатель. Мальчиков в казачьих семьях учили ездить верхом с трех лет, а с пяти лет они помогали пасти скот и погонять волов на пахоте. Поймать и взнуздать коня – дело не простое. Посмотрим, сможете ли вы набросить уздечку на коня.
Проводится подвижная игра «Поймай коня».
Дети встают вкруг, берутся за руки. В центр круга входят два игрока: конь и пастух. Конь держит в руках колокольчик, пастух – веревку. Пастуху завязывают глаза. Он должен, ориентируясь на звук колокольчика, поймать коня и набросить на него веревку. Остальные дети не позволяют игрокам выходить из круга.
Воспитатель. Коня вы взнуздали, чем будете погонять? (Предположения детей.) Это нагайка. (Показывает.) Нагайка не просто плеть, которой погоняют коня. Она является знаком достоинства и власти каждого строевого женатого казака – от рядового до генерала. Какие материалы и хитрости использовал мастер при изготовлении нагайки?
Дети. Кнут плели из кожаных ремешков. Рукоятку тоже делали из кожи.
Воспитатель. На конце кнута мастер закреплял шлепок – кожаную насадку. Как вы думаете, для чего она нужна?
Дети. Чтобы не повредить нежную шкуру коня.
Воспитатель. Верно. А как казак носит нагайку?
Дети. За поясом, за голенищем сапога. В походе нагайка висела у казака на руке, на кожаной петле.
Воспитатель. В схватке с врагом нагайка превращалась в оружие. Но иногда её использовали и для телесных наказаний. По решению круга или совета старейшин провинившегося казака могли высечь. Наносить удары нагайкой казачата учились во время домашних игр: они «рубили» нагайкой на скаку соломенное чучело. Чем еще были вооружены казаки?
Дети. Шашками, пиками и кинжалами.
Воспитатель (здесь и далее показывает муляжи оружия). Главным оружием казака был кинжал. Его передавали по наследству от отца к сыну, дарили и добывали в бою. Обратите на рукоятку кинжала. Как вы думаете, зачем мастер украсил её? (Предположения детей.) Затейливая резьба нужна не только для красоты. Благодаря ей рукоятка кинжала не выскользнет из руки казака во время боя.
Слово «шашка» в переводе с одного из языков кавказских горцев означает «длинный нож». Шашка – холодное оружие, которое старики торжественно вручали молодому казаку в 17 лет. Знаете ли вы, зачем нужен ремешок на рукоятке шашки? (Предположения детей.) Эта кожаная петля помогает казаку не выронить шашку во время боя. Ведь потеря оружия – позор для воина. В мирное время шашка хранилась на видном месте дома. Чаще всего её вешали на ковё р: всегда под рукой и комнату украшает. Шашка, как драгоценная реликвия, передавалась от деда внуку. Рубить шашкой казаки учились с детства, ведь первую игрушечную деревянную «шаблюку» мальчик получал ещё лёжа в колыбели.
Возвратившись из военного похода, уставшие казаки чистили коней и оружие, вешали шашки и кинжалы на стену хаты. Казачки накрывали столы, звали гостей. Старики и молодёжь слушали рассказы воинов о славных походах. Все в станице пели песни и веселились. Давайте им споем.
Дети исполняют народную песню «Любо, братцы, любо».