Алия Худжанова
Конспект занятия «Обычаи, традиции и быт казахского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Обычаи, традиции и быт казахского народа
Подготовительная группа
Цель: - Познакомить детей с праздником «Наурыз».
- Раскрыть его значение, смысл.
- Сравнить празднование «Наурыза» в древности и нынешнее время.
- Закрепить полученные ранее навыки и умения в продуктивной
деятельности.
Задачи: - Продолжать расширять и закреплять знания детей о праздниках,
традициях, обычаях казахского народа.
-Уточнить знания о национальных костюмах, национальном жилище,
Публикация «Конспект занятия „Обычаи, традиции и быт казахского народа“» размещена в разделах
- Казахстан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
утвари, блюдах, орнаменте.
- Вызвать у детей желание готовиться к празднику заранее.
- Украшать национальным орнаментом посуду, одежду, юрту,
дастархан различными средствами изображения.
- Воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к людям разных
национальностей.
- Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.
- Воспитание интереса к прошлому и настоящему нашей страны.
Вспомогательный материал, оборудование. Создание мини – музея.
Большой макет юрты, образцы украшенные казахским орнаментом (посуды, одежды, украшений). Домбра, кобыз- музыкальные инструменты. Слепленная из солёного теста посуда (кесе, табак, торсык, тостаган).
Краски, гуашь, фломастеры, карандаши - для рисования.
Цветные трафареты, кисти, клей - для аппликации.
Пластилин – для лепки украшений.
Большие красочные иллюстрации с последовательностью празднования Наурыза.
Ход занятия.
Дети под звучание домбры входят в зал, садятся на свои места.
Сегодня ребята у нас очередное занятие нашего патриотического кружка «Елим-ай».
- Скажите какое время года наступило (весна)
- Как называется первый месяц весны (март)
- Какие праздники мы отмечаем в марте (8 марта, наурыз).
- Наших милых женщин мы уже поздравили. Наступило время готовиться к Наурызу.
Чтобы его встретить традиционно, нам нужно, узнать о нём как можно больше о традициях, обычаях дня великого равноденствия мы хотим рассказать сегодня.
Итак, праздник Наурыз отмечался с незапамятных времен. Суть этого праздника – в единстве человека с природой. Наурыз отмечается в день весеннего равноденствия. В это время день равняется ночи. Происходит это с 21 на 22 марта. С этого времени дни становятся длиннее, а ночи короче.
На востоке Наурыз – начало года.
О том как готовились к празднику в древности расскажет Родион О.
1. - Люди заранее готовились к встрече этого праздника. Проводилась уборка жилья, окрестностей. Уборка в юрте означала очищение, избавление от старого ненужного. Дом озарялся светом двух свечей. Вся посуда в доме заполнялось молоком, кефиром или родниковой водой. Это означало изобилие в доме.
2. – Праздник начинается с приветствия. Люди должны поприветствовать друг друга, здороваясь непременно обеими руками, и говорить слова приветствия. Покажите Никита и Данил.
Приветствия: 1. «Пусть Наурыз принесет благоденствия!»
2. «Пусть этот год будет плодоносным».
После приветствия все направляются в степь, чтобы разглядеть горизонт. Следующий ритуал – поклон солнцу.
Первые лучи солнца сопровождаются словами: «Здравствуй, матушка – Солнце!»
Дети проходят к нарисованному на стене солнцу, проговаривают приветствие.
Праздник единения с природой продолжается. В этот день мужчины расчищали родники, сажали деревья, саженцы опрыскивали молоком.
А при этом приговаривали:
«Если увидишь родник, расчищай его!»
«Если срубил дерево, посади десять!»
Сопровождая иллюстрациями, рассказать
- Молодежь дарит друг другу подарки. Девушки угощают юношей, а они преподносят им подарки.
Специально к празднику из семи компонентов готовиться Наурыз коже – Валя перечисли их.
1. Ср ет – копченое мясо
2. Тз - соль
3. Ст - молоко
4. Су - вода
5. Бидай - пшеница
6. Айран - кефир
7. рт - курт
Коже едят досыта, чтобы весь следующий год был плодоносным. За дастарханом самого старшего просят произнести бата – эта благословление. Адиль какие пожелания можно услышать?
«Желаю успехов всем начинаниям!»
«Желаю плодородия земле нашей»
А ближе к вечеру ребята, начинается самое интересное Айтыс – это словесное состязание акынов в сопровождении домбры. В нем могут участвовать все желающие. Входит Кункей Сулу (девочка в национальном костюме, саукеле). Здоровается на казахском языке, говорить кто она.
Чтобы праздник был веселым
Нужно инструменты взять
Сможете вы их назвать?
Демонстрируют иллюстрации с музыкальными инструментами, дети называют.
А сейчас ребята сюрприз. К вам в гости вместе с Кункей Сулу пришли ребята из музыкальной школы, которые тоже готовятся к празднику, и будут участвовать в айтысе. Представить юных музыкантов.
Хотите послушать,чему они уже научились? (да)
Кункей Сулу: - Домбра звучи, звучи моя домбра
Пусть льется музыка добра,
Пусть громче птицы в небе пели.
Выступление детей. Поблагодарить по казахский «коп рахмет!»
Праздник продолжается до рассвета.
У качели- алтыбакан (показать макет).
Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры.
Физминутка: Подвижная игра.
Так встречали весенний праздник Наурыз в древности.
Ребята, а как же мы будем отмечать этот праздник в настоящее время.
Дети перечисляют (сделаем дома уборку; оденем нарядную одежду; приготовим национальные блюда: бесбармак, баурсаки, манты, будем читать стихи, петь песни, танцевать, играть в игры, приглашать гостей).
Чтобы встречать гостей нам нужен красивый дастархан, посуда, одежда украшенная казахским национальным орнаментом.
Сегодня я предлагаю вам это все украсить. Вы уже очень хорошо знакомы с многими орнаментами. Сейчас мы их только повторим.
Игра: «Назови элемент казахского орнамента»
Приступаем к работе:
Дети делятся на 4 группы.
Расписывает посуду вылепленную из слоеного теста (гуашь)
Украшает дастархан (аппликация, трафареты)
Национальная одежда и головные уборы (краски, карандаши).
Лепка ювелирных украшений (серьги, бусы, браслеты).
Дети занимаются продуктивной деятельностью под руководством своих родителей. (2-3 семьи).
Звучит музыка.
После окончания работы, выступает по одному участнику от группы. Показывают, что они сделали, анализируют свою деятельность.
Все работы несут к большому макету юрты. На ковер ставится украшенный дастархан (небольшой круглый стол на ножках).
На стол ставят украшенную посуду из теста.
Одежду складывают в сундук и т. д.
Итог: итак, ребята всё к празднику готово.
Теперь вы знаете как встречали Наурыз в прошлом. А мы с вами с нетерпением будем ждать этого замечательного праздника.
Приходит снова юная весна!
Да будет изобильная она!
За праздничным и щедрым дастарханом
Надежды и доверия полна
Я счастлива, что обновляя жизнь
Вернулся в край родной мой Наурыз.
Воспитатель: Худжанова Алия Заркешевна