Лучший педагог года

Конспект занятия «Обычаи, традиции и быт казахского народа»

Алия Худжанова
Конспект занятия «Обычаи, традиции и быт казахского народа»
▼ Скачать + Заказать документы

Обычаи, традиции и быт казахского народа

Подготовительная группа

Цель: - Познакомить детей с праздником «Наурыз».

- Раскрыть его значение, смысл.

- Сравнить празднование «Наурыза» в древности и нынешнее время.

- Закрепить полученные ранее навыки и умения в продуктивной

деятельности.

Задачи: - Продолжать расширять и закреплять знания детей о праздниках,

традициях, обычаях казахского народа.

-Уточнить знания о национальных костюмах, национальном жилище,

Публикация «Конспект занятия „Обычаи, традиции и быт казахского народа“» размещена в разделах

утвари, блюдах, орнаменте.

- Вызвать у детей желание готовиться к празднику заранее.

- Украшать национальным орнаментом посуду, одежду, юрту,

дастархан различными средствами изображения.

- Воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к людям разных

национальностей.

- Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.

- Воспитание интереса к прошлому и настоящему нашей страны.

Вспомогательный материал, оборудование. Создание мини – музея.

Большой макет юрты, образцы украшенные казахским орнаментом (посуды, одежды, украшений). Домбра, кобыз- музыкальные инструменты. Слепленная из солёного теста посуда (кесе, табак, торсык, тостаган).

Краски, гуашь, фломастеры, карандаши - для рисования.

Цветные трафареты, кисти, клей - для аппликации.

Пластилин – для лепки украшений.

Большие красочные иллюстрации с последовательностью празднования Наурыза.

Ход занятия.

Дети под звучание домбры входят в зал, садятся на свои места.

Сегодня ребята у нас очередное занятие нашего патриотического кружка «Елим-ай».

- Скажите какое время года наступило (весна)

- Как называется первый месяц весны (март)

- Какие праздники мы отмечаем в марте (8 марта, наурыз).

- Наших милых женщин мы уже поздравили. Наступило время готовиться к Наурызу.

Чтобы его встретить традиционно, нам нужно, узнать о нём как можно больше о традициях, обычаях дня великого равноденствия мы хотим рассказать сегодня.

Итак, праздник Наурыз отмечался с незапамятных времен. Суть этого праздника – в единстве человека с природой. Наурыз отмечается в день весеннего равноденствия. В это время день равняется ночи. Происходит это с 21 на 22 марта. С этого времени дни становятся длиннее, а ночи короче.

На востоке Наурыз – начало года.

О том как готовились к празднику в древности расскажет Родион О.

1. - Люди заранее готовились к встрече этого праздника. Проводилась уборка жилья, окрестностей. Уборка в юрте означала очищение, избавление от старого ненужного. Дом озарялся светом двух свечей. Вся посуда в доме заполнялось молоком, кефиром или родниковой водой. Это означало изобилие в доме.

2. – Праздник начинается с приветствия. Люди должны поприветствовать друг друга, здороваясь непременно обеими руками, и говорить слова приветствия. Покажите Никита и Данил.

Приветствия: 1. «Пусть Наурыз принесет благоденствия!»

2. «Пусть этот год будет плодоносным».

После приветствия все направляются в степь, чтобы разглядеть горизонт. Следующий ритуал – поклон солнцу.

Первые лучи солнца сопровождаются словами: «Здравствуй, матушка – Солнце!»

Дети проходят к нарисованному на стене солнцу, проговаривают приветствие.

Праздник единения с природой продолжается. В этот день мужчины расчищали родники, сажали деревья, саженцы опрыскивали молоком.

А при этом приговаривали:

«Если увидишь родник, расчищай его!»

«Если срубил дерево, посади десять!»

Сопровождая иллюстрациями, рассказать

- Молодежь дарит друг другу подарки. Девушки угощают юношей, а они преподносят им подарки.

Специально к празднику из семи компонентов готовиться Наурыз коже – Валя перечисли их.

1. Ср ет – копченое мясо

2. Тз - соль

3. Ст - молоко

4. Су - вода

5. Бидай - пшеница

6. Айран - кефир

7. рт - курт

Коже едят досыта, чтобы весь следующий год был плодоносным. За дастарханом самого старшего просят произнести бата – эта благословление. Адиль какие пожелания можно услышать?

«Желаю успехов всем начинаниям!»

«Желаю плодородия земле нашей»

А ближе к вечеру ребята, начинается самое интересное Айтыс – это словесное состязание акынов в сопровождении домбры. В нем могут участвовать все желающие. Входит Кункей Сулу (девочка в национальном костюме, саукеле). Здоровается на казахском языке, говорить кто она.

Чтобы праздник был веселым

Нужно инструменты взять

Сможете вы их назвать?

Демонстрируют иллюстрации с музыкальными инструментами, дети называют.

А сейчас ребята сюрприз. К вам в гости вместе с Кункей Сулу пришли ребята из музыкальной школы, которые тоже готовятся к празднику, и будут участвовать в айтысе. Представить юных музыкантов.

Хотите послушать,чему они уже научились? (да)

Кункей Сулу: - Домбра звучи, звучи моя домбра

Пусть льется музыка добра,

Пусть громче птицы в небе пели.

Выступление детей. Поблагодарить по казахский «коп рахмет!»

Праздник продолжается до рассвета.

У качели- алтыбакан (показать макет).

Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры.

Физминутка: Подвижная игра.

Так встречали весенний праздник Наурыз в древности.

Ребята, а как же мы будем отмечать этот праздник в настоящее время.

Дети перечисляют (сделаем дома уборку; оденем нарядную одежду; приготовим национальные блюда: бесбармак, баурсаки, манты, будем читать стихи, петь песни, танцевать, играть в игры, приглашать гостей).

Чтобы встречать гостей нам нужен красивый дастархан, посуда, одежда украшенная казахским национальным орнаментом.

Сегодня я предлагаю вам это все украсить. Вы уже очень хорошо знакомы с многими орнаментами. Сейчас мы их только повторим.

Игра: «Назови элемент казахского орнамента»

Приступаем к работе:

Дети делятся на 4 группы.

Расписывает посуду вылепленную из слоеного теста (гуашь)

Украшает дастархан (аппликация, трафареты)

Национальная одежда и головные уборы (краски, карандаши).

Лепка ювелирных украшений (серьги, бусы, браслеты).

Дети занимаются продуктивной деятельностью под руководством своих родителей. (2-3 семьи).

Звучит музыка.

После окончания работы, выступает по одному участнику от группы. Показывают, что они сделали, анализируют свою деятельность.

Все работы несут к большому макету юрты. На ковер ставится украшенный дастархан (небольшой круглый стол на ножках).

На стол ставят украшенную посуду из теста.

Одежду складывают в сундук и т. д.

Итог: итак, ребята всё к празднику готово.

Теперь вы знаете как встречали Наурыз в прошлом. А мы с вами с нетерпением будем ждать этого замечательного праздника.

Приходит снова юная весна!

Да будет изобильная она!

За праздничным и щедрым дастарханом

Надежды и доверия полна

Я счастлива, что обновляя жизнь

Вернулся в край родной мой Наурыз.

Воспитатель: Худжанова Алия Заркешевна

Публикации по теме:

Конспект занятия «Быт и традиции казахского народа» Технологиялы карта Ортаншы топта оу іс- рекеті йымдастыру Технологическая карта №.

Конспект занятия по окружающему миру в 4 классе «Борьба казахского народа с джунгшарскими захватчиками» Урок №60 Дата: Тема: Борьба казахского народа с джунгшарскими захватчиками. Цели и задачи: Сформировать понятие об истории казахского народа,.

Игры хакасского народа Игры Хакасского народа Детство хакасских детей проходило под влиянием национальных традиций. Когда-то давным-давно по воскресеньям молодежь.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиции и обычаи русского народа» (старшая группа)Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиции и обычаи русского народа» (старшая группа) Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа» Цель: Расширить и закрепить знания детей о родной стране. Задачи: 1. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её.

Приобщение к языку своего народа Консультация для педагогов «Приобщение к языку своего народа». В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития.

Планирование тематической недели «Традиции, культура, промыслы коми народа» Тематическая неделя «Традиции. Культура. Промыслы коми народа» Средняя группа 1 день – понедельник «КОМИ НАРОДНЫЕ ИГРЫ» Основные задачи:.

Игры калмыцкого народа. Альчики Игра для ребенка — основной вид деятельности. Играйте вместе с ребенком дома! Альчики - увлекательная игра для ловких, точных и веселых,.

План проектной деятельности в старшей группе детского сада по теме «Культура и традиции татарского народа»План проектной деятельности в старшей группе детского сада по теме «Культура и традиции татарского народа» В рамках проекта всего комплекса "Культура и традиции народов России" мы выбрали для своей старшей группы культуру татарского народа, как.

Сценарий конкурса на знание казахского языка - Слеметсідер ме, балалар? - Слеметсіз бе! - онатармен де амандасайы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Обычаи, традиции и быт казахского народа»
Опубликовано: 22 января 2016 в 10:47
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Обычаи, традиции и быт казахского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Алия Худжанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД