Получи документы

Конспект занятия «Обычаи и традиции бурятского народа»

Павлина Семёнова
Конспект занятия «Обычаи и традиции бурятского народа»

Тема: «Обычаи и традиции бурятского народа»

Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа.

Задачи:

1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского народа.

2. Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений.

3. Обогащать словарь детей малыми формами фольклора: пословицами, поговорками, чистоговорками, загадками.

4. Формировать у детей навыки коллективной игры, интерес к культуре бурятского народа

Публикация «Конспект занятия „Обычаи и традиции бурятского народа“» размещена в разделах

5. Воспитывать уважение к людям коренной национальности, интерес, любовь и уважение к обычаям и традициям.

Оборудование: войлочная юрта, бурятская шапка, куклы, мешок с костями - лодыжками, карточки для игры в синквейн. Занятие сопровождалось показом слайдов на мультимедиа.

Предварительная работа:

1. Оформление развивающей среды «Мой край родной»

2. Рассматривание иллюстраций: животных, птиц, национальной одежды, посуды, иллюстраций быта бурят. (

3. Беседы по темам: "Бурятская юрта", "Кто такие буряты?", "Родословное древо", "Орнамент", "Одежда бурят", "Пища бурят", "Ремесло".

4. Чтение художественной литературы: "Медведь", "Омулевая бочка", "Легенда о девушке - лебеде", "Легенда о Байкале и Ангаре", "Гэсэр".

5. Знакомство с бурятским фольклором - загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, сказки.

6. Дидактические игры: "Найди пару", "Подбери похожий орнамент", "Найди бурятский костюм", "Одень мальчика, девочку", "Собери предметы одежды".

7. Подвижные бурятские игры : "Рукавичка", "Верблюд и верблюжонок", "Шапка, нитка, узелок".

8. Посещение музея истории Бурятии.

Воспит. Здравствуйте, дорогие гости, друзья! Привествуем, Вас, с пожеланием счастья и добра, чтобы помнить и возродить наши добрые традиции.

Заходят дети в бурятских костюмах.

Воспит. Сегодня на занятии мы с вами попадем в культуру и быт бурятского народа. То о чем вы узнаете, сами расскажите, вы должны запомнить, чтобы запомнить и продолжить обычаи и традиции наших предков.

- Кто такие предки? (Это наши дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки - это кто нас родил)

- Отгадайте мою загадку: Дом без крыши и окон,

А живут в нем дружно люди (юрта)

- Посмотрите на эту юрту, в таких юртах жили буряты. По бурятскому обычаю мальчики садитесь с правой стороны, а девочки с левой. Дети рассаживаются. Воспит. Давайте вспомним, как мы были в гостях в музее. истории Бурятии. Что видели в юрте? (очаг, божница, где размещались священные книги, бурятские предметы; кровати, орудия труда)

- А как называлось поселение, где жили буряты? (улус)^Каждый улус состоял из нескольких юрт. В одном улусе жили одни родственники, один род. Все вместе занимались хозяйством, дружно жили. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались - зимниками.

- А из чего строили юрту? (основа деревянная, деревянные рейки, а сверху прикреплялся войлок). Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону от холодного ветра.

- Летом часто переезжали с места на место, и поэтому юрты были деревянными, легко разбирались и собирались.

- Я предлагаю поиграть в очень интересную игру.

Игра "Юрта " (синквейн).

Дети становятся на красную ленту, у каждого ребенка своя дорожка, дорожка составлена из цветных прямоугольников. Кто ответит на вопрос переходит на следующий прямоугольник.

- Внимание на экран (на экране - юрта)

1. - Что это? (юрта)

2. - Какая она? (круглая, белая, красивая и т. д.)

3. - Что делают в юрте? (э/сивут, отдыхают, играют и т. д.)

4. - Кто живет в юрте? (буряты, люди)

- Составим красивое предложение их ваших слов - ответов.

В круглой красивой юрте живут буряты.

- Как можно по-другому назвать юрту? (Жилище, дом, жильё)

- Ребята, юрта - лучшее жилье, придуманное человеком - кочевником. Она легкая, быстро обогревается, легко выдерживает мороз и холод. (Дети садятся)

- Каких животных разводили буряты? (коз, овец, коров, лошадей и верблюдов) Дидактическая игра: "Детеныши животных"

У козы детеныш. (козленок, а если много. (козлята)

У коровы.

У лошади.

У овцы.

У верблюда.

- Молодцы, очень хорошо знаете детенышей животных Буряты часто кочевали с места на место вслед за стадом.

Проблемная ситуация

Воспит. Почему они кочевали? (искали хорошие пастбища, где росла трава густая и сочная)

- Для чего нужны хорошие пастбища? (животные наедались травой и давали много мясо и молока, шерсти, откармливали детенышей)

- А сейчас мы с вами перекочуем на летнее пастбище. Рассматривание и рассказывание "летнего пастбища"

*

- Составьте рассказ о животных, которых мы видим на пастбище, (дети садятся на свои места).

- Назовите основные продукты питания бурят?

Дидактическая игра "Молочные продукты и мясные блюда"

Показ на экране молочных продуктов: сметана, молоко, сыр, пенка-урмы, масло и т. д. Мясные блюда -бууза, шарбин, хушуур, кровяная колбаса, мясная колбаса и т. д.

Заходит Будамшуу под музыку Буд. - Сайн байна, ухибууд! Сагаан Ьараар! Сагаалганаар!

Сейчас продолжается праздник Белого месяца и Вас всех поздравляю. В гости ходят с подарками. Как хозяйке вашего дома ч Полине Булгатовте - преподношу хадак.

- Узнали вы меня? Я - веселый Будамшуу, люблю играть и веселиться. Давайте поиграем! Я вас научу чистоговоркам на бурятском и на русском языке. Повторяйте за мной

бурятские русские

1. Са - са- са - Са - са - са - Санжа сасали сасаа Беясит хитрая лиса

2. Са - са - са - Сы - сы - сы- СаЬа сасан сагалхяа У лисы усы

3. Са - са - са - Су - су - су - Сарюун дайда сагарна Видели лису?

Буд. Вот, молодцы! Сейчас я проверю ваш ум и смекалку - загадаю вам бурятские загадки :

1. Куда нос, туда и хвост, (иголка с ниткой)

2. Шелковый круг - семь дыр вокруг, (голова)

3. Два брата рядом живут, а друг друга не видят (глаза)

Воспит. - А наши дети знают бурятские пословицы

1 реб. Чем опозорить свое имя - лучше сломать кости.

2 реб. Дал слово - надо сдержать, начал работать - надо завершать.

3 реб. Глядя на свою тень - красивым становишься, глядя на своих сверстников

- умным становишься.

4 реб. Гнев мучает тело, а гора - коня.

Буд. Какие у вас хорошие дети, такие умные пословицы знают. За это я вам еще один подарок хочу преподнести. (Вытаскивает из коробки шапку - малахай). Я вам ее подарю, если вы со мной сыграете в игру - "Шапка Будамшуу" Подвижная игра "Шапка Будамшуу"

Буд. Какие у вас дети - быстрые, ловкие, не мог их догнать. Я дарю вам эту шапку - малахай, будете играть в группе. (Отдает воспитателю)

- А еще какие предметы национальной одежды бурят вы знаете? (Ответы детей)

Воспит. Сейчас мы покажем праздничную одежду бурят. (Показ слайдов)

- Я вам предлагаю дидактическую игру "Одень бурятские куклы" дети одевают куклы и рассказывают о своих куклах (Как зовут, во что одели и т. д.). Буд. А знаете ли вы, что самой любимой игрой в семейном кругу издревле считается игра в кости, которая называется "Шагай". Игра "Шагай" - лодыжки, кости - это старинная бурятская игра, в нее любили играть и взрослые и дети. Разновидности игры : "Соберем большую кучу", "Угадай сколько косточек в руке", "Подкидывание", А теперь усаживайтесь поудобней, давайте поиграем. Игра "Шагай"

Итог.

Благо пожелания:

1 реб. Чтоб стада тучнели.

2 реб. Чтоб уют царил в вашем доме.

3 реб. Чтоб все были здоровы.

4 реб. Чтоб в семье жили удача и успех.

Буд. Ой, спасибо вам, дети, большое за хорошие пожелания. Ну, а мне пора идти к другим детям. Баяртай!

Дети: Баяртай!

Воспит. Всем спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Быт и традиции казахского народа» Технологиялы карта Ортаншы топта оу іс- рекеті йымдастыру Технологическая карта №.

«Традиции и обычаи Среднего Урала»«Традиции и обычаи Среднего Урала» Давно бытует в народе поговорка: "Урал - опорный край державы". Что же такое - "Урал"? Заглянем в Википедию: "Урал - географический регион.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенние обычаи чувашского народа» Тема: «Весенние обычаи чувашского народа». Цели: 1. Расширить знания детей о Чувашской республике, о чувашах, населяющих Поволжье; 2. Закрепить.

Беседа-развлечение «Традиции русского народа» БЕСЕДА- РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ТРАДИЦИИ НАРОДА» Цель: формировать знания детей о традициях русского народа, вызывать эмоциональный отклик на произведения.

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиции и обычаи русского народа» (старшая группа)Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиции и обычаи русского народа» (старшая группа) Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.

Образовательная ситуация на тему «Традиции и обычаи кубанских казаков» Конспект составлен и проведен в рамках инновационного проекта "Организация сетевого взаимодействия и социального партнерства через создание.

Технологическая карта занятия «Традиции и обычаи моей страны» в старшей группе Ересек топа арналан йымдасап оу ызметіні технологиялы.

Конспект занятия «Обычаи, традиции и быт казахского народа» Подготовительная группа Цель: - Познакомить детей с праздником «Наурыз». - Раскрыть его значение, смысл. - Сравнить празднование «Наурыза».

Конспект занятия «Жизнь, традиции и обычаи казаков» Цели и задачи: -Закреплять знания детей о жизни, традициях и обычаях казаков -Развивать познавательный интерес к истории своего народа,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Обычаи и традиции бурятского народа»
Опубликовано: 10 февраля 2016 в 08:22
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД