Нина Мороз
Образовательная ситуация на тему «Традиции и обычаи кубанских казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект составлен и проведен в рамках инновационного проекта
"Организация сетевого взаимодействия и социального партнерства через создание мобильных центров этнографической направленности"
Организованная образовательная ситуация (подготовительная группа)
Тема: «Традиции и обычаи кубанских казаков»
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков.
2. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Темочки:
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
3. Воспитывать интерес и уважение к кубанским народным традициям и ремеслам.
4. Формировать опыт фиксации затруднения в деятельности, опыт целеполагания и самостоятельного преодоления затруднения.
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию
Воспитатель собирает детей около себя.
- Сегодня у нас будет интересный день! Старший воспитатель Татьяна Игоревна, предложила нам поучаствовать в интеллектуальной игре «Что, где, когда?», которая состоится в пятницу. Если вы согласитесь, то соревноваться мы будем с ребятами из группы «Солнышко». А для этого нам надо выпустить стенгазету «Традиции и обычаи кубанских казаков»
- Хотите поучаствовать в игре и для этого выпустить стенгазету? А сможете?
2. Актуализация знаний
- Что нам требуется для этого? (нужно подготовиться, подобрать материал, узнать о традициях и обрядах).
- Тогда я предлагаю ответить на вопросы:
1. Как называется наш край?
2. Назовите главную реку края?
3. Как зовут губернатора нашего края?
4. Посмотрите на герб и скажите, что символизирует гостеприимство края?
5. Назовите главный город нашего края?
Ты был на Кубани? А ты побывай:
Отличные люди, прославленный край.
Там примут тебя как хорошего друга.
Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают.
Кубанцы на зависть умеют трудиться.
Люблю тебя, край мой,
Простор Краснодарский,
И труд хлебороба,
И песни, и пляски.
- Красивое стихотворение, не правда ли?
3. Затруднение в ситуации
-Так о чём мы будем говорить сегодня? (о казаках, о жизни казаков, о гостеприимстве кубанцев)
- Я предлагаю вам подумать и рассказать самые главные традиции и обряды кубанских казаков. А я буду записывать, чтобы ничего не упустить на большом листе, разделенном на две колонки. Одна колонка «Обряды», другая «Традиции».
Детям предоставляется несколько минут, для того чтобы вспомнить обряды и традиции. Возникает затруднение, потому что они могут путаться в понятиях, рассказывать о быте.
Смогли мы записать все об обрядах и традициях?
Почему не смогли? (Потому что мало знаем об этом)
Значит, что нам надо сделать? (дети предлагают разные варианты: спросить у взрослого, посмотреть книги об обычаях и традициях кубанских казаков.)
4. Открытие нового знания
Воспитатель предлагает использовать способ «спросить у того, кто знает» - проконсультироваться со знающим человеком, и уточняет, что таким человеком является казачка Мария Ивановна, которая приглашает к себе в гости. Дети отправляются в мини – музей «Кубанская хата»
Казачка:
Здравствуйте, гости дорогие, божьи посланцы!
Мы гостей любим, уважаем,
На лучшее место в доме сажаем.
Трое суток у вас спрашивать не будем,
Куда едете, да какие цели?
Воспитатель помогает сформулировать вопрос:
- Мария Ивановна, расскажите нам, пожалуйста, о традициях и обычаях кубанского народа?
Казачка – Отчего ж не рассказать, расскажу, слушайте внимательно. [
- b] На Кубани говорят: – «Помни, что у казаков дружба – обычай; товарищество – традиции; гостеприимство – закон”.[/b]
Кубань богата на обряды. Это наша культура. Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи, их много: одни появляются, другие исчезают.
Самая главная традиция - гостеприимство. Издавна так повелось, что главный запах Кубани – душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом – солью. Хлеб – соль – символы гостеприимства и радушия.
- Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.
(Угощает дестей караваем)
Казаки соблюдали заповеди Господние, чтили основные церковные праздники, регулярно посещали церковь.
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. В присутствии старшего человека не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения). Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Младший старшему обязан уступить дорогу. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось решающим (главным) и требовалось его выполнять.
При встрече молодой парубок (парень, казачонок должен поклониться и снять шапку. Если он проходил, задрав голову, не кланяясь, то прохожий, даже не знакомый, мог побить загордившегося молодца. Отец потом еще спасибо скажет за воспитание сына.
Казак голоден, а конь сыт. Без коня казак кругом сирота. Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена. Жена кланялась в ноги коню, чтобы уберёг мужа. При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой конь, а уже за ним шли родные и близкие.
Казак рождался воином, и с появление на свет начиналась его военная школа. Ребёнку дарили подарки: патроны, пули, лук, стрелы, ружьё. Когда ребёнку исполнялось 40 дней, отец сажал его на коня и возвращал матери, поздравляя её с казаком. Когда у него появлялись зубы, его снова сажали на коня и везли в церковь. В 3 года дети уже свободно ездили на лошади, а в пять скакали по степи.
А мать надевала на шею сына ладанку, в которую была зашита горсть земли и молитва от врага. Эта ладанка была своего рода талисманом, и, считалось, что защищала казака от худого.
Девочки же с самого раннего детства приучались к хозяйству: шили, вышивали, рукодельничали. Любили украшать вышивками свою одежду. Помогали по хозяйству, воспитывали младших братьев и сестер.
Устали вы слушать, пора поиграть
Проводится физминутка:
Кто с утра рассвет встречает, (дети маршируют)
Песни звонкие спивает,
спать мешает казаку, (имитируют движения петуха)
и кричит «Ку-ка-ре-ку»
Вот казак заснул опять, (имитируют сон)
Но недолго ему спать
Утка уточек не зря (имитируют движения утки)
Учит крякать «Кря-кря–кря»
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку». (имитируют подтягивание)
-Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять! (бег на месте)
5. Включение нового знания в систему знаний детей.
Игра “Подкова”
В старину на Кубани считалось: “Кто найдёт подкову, тому она и счастье принесет”.
Игра «Звонок»
Дети встают в круг, крепко держась за руки. В круг заходят двое детей. У одного в руках колокольчик, у другого — веревочка. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и набросить на него веревочку. Круг не позволяет играющим далеко расходиться.
- Хорошо мы отдохнули, а теперь давайте приступим к оформлению стенгазеты.
Казачка предлагает детям альбом с различными картинками, фотографиями о традициях и обычаях кубанских казаков, для оформления стенгазеты. Детям нужно выбрать подходящий материал и оформить стенгазету. Во время работы дети договариваются, работают сообща. После того как закончат офрмлять, обсуждают, рассматривают.
Воспитатель благодарит казачку за помощь, дети прощаются с ней.
Казачка:
- Щедра наша Кубань! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней, лелеет ее, кто хранит яркие страницы истории нашей Кубани и передает все из поколение в поколение.
Ты цвети моя Кубань,
Становись всё краше.
Не уронит честь казачью
Поколенье наше!
6. Осмысление.
- Ребята, где мы сегодня побывали? (В гостях у казачки)
- Что мы с вами сегодня делали? (Оформили стенгазету)
- Какие новые знания и умения дали нам возможность оформить стенгазету? (Мы узнали традиции и обряды кубанских казаков).