Анна Шильченко
Конспект занятия «Жизнь, традиции и обычаи казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
-Закреплять знания детей о жизни, традициях и обычаях казаков
-Развивать познавательный интерес к истории своего народа,
-Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.
Предварительная работа: Беседы с детьми; просмотр иллюстраций с изображением казаков, казачек; рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в семьях детей; ознакомление с пословицами и поговорками и их заучивание.
Публикация «Конспект занятия „Жизнь, традиции и обычаи казаков“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Ход занятия:
В. - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о казаках, их жизни, традициях, обычаях. А кто такие казаки? (ответы детей)
В. - Правильно, казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?
(С уважением относится к старшим. Уважать мать, сестру, жену. Быть честным и скромным. Заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими. Защищать от врагов свою Родину.)
В. - Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Как казаки обращались к отцу и матери?
(К отцу и матери обращались только на Вы).
В. - Обычай уважения и почитания старших по возрасту требовал выполнения особых правил. Что это за правила?
(При появлении старшего по возрасту все должны были встать.
Если казаки были в форме, должны были приложить руку к шапке.
Если казак был без формы, то должен снять шапку и поклониться).
В. - Что не разрешалось делать в присутствии старших?
(Не разрешалось сидеть. Не разрешалось разговаривать, прерывать разговор старших. Не разрешалось курить).
В. - Какие еще правила соблюдали казаки?
(Нельзя было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти. Старым и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу).
В. - Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни. Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в семьях с ранних лет. Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.
Игра «Наездники»
Описание игры: участвуют парное количество участников. Лошадки на палочке на пару играющих. Участники по команде надевают папаху, «садятся» на коня и кто быстрее добежит до назначенной цели и обратно, тот и выиграл.
Игра «Утица»
Описание игры: Дети образуют круг. В кругу «утушка», за кругом «селезень». Играющие, взявшись за руки идут и поют:
«Шла утица по бережку,
Шла серая по кругу.
Вела детей за собой.
Вдруг селезень налетал!
Утицу догонял!
Улетай утица скорей,
Да в воротца, не робей!»
(Дети поднимают руки, утица убегает в ворота, селезень пытается ее догнать. Если догнал - меняются).
В. - Хорошо размялись. А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.
(Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет. И один в поле воин, если он по-казачьи скроен. Казан проверяют по звону, а казака по слову. Казак молодой, а сноровка старая. Казаком быть — не разиня рот ходить. Казачья смелость порушит любую крепость. Веселы привалы, где казаки запевалы. Где тревога, туда казаку и дорога. Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык. Чтобы больше иметь, надо больше уметь. Чем слабее твоя воля, тем труднее доля).
В. - Молодцы, ребята! Хорошие пословицы вы знаете. А знаете ли вы, что казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Однако. Несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме. После долгого похода казаки всегда возвращались домой с подарками. Кто из вас, ребята, скажет, на чем раньше ездили казаки?
(Казаки ездили верхом на лошадях, а ещё на повозках, на телегах).
В. - У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки. На скачках выставлялись племенные, отборные кони. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казацких лошадях?
(Конь казаку – лучший друг. Казак сам не ест, а коня накормит. Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай. Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой. Без коня казак кругом сирота. Казак голоден, а конь его сыт).
В. – Молодцы, а знаете, что главным оружием у казаков был кинжал. Покупать кинжал считалось позором для казака. По обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою. Всегда возвращаясь из военного похода, уставшие, не выспавшиеся, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели песни и веселились. Песен у казаков очень много, для взрослых и для детей, но их мы будем слушать на следующем занятии. Наше занятие окончено, молодцы, вы много уже знаете о казаках их жизни, традициях и обычаях.