Светлана Матафонова
Проект «Обычаи и традиции России»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
На тему: «Обычаи и традиции России»
Выполнил: воспитатель I квалификационной категории Дерюгина Надежда Ивановна, Забайкальский край, г. Чита, МБДОУ «Детский сад №24»
Проблема: отсутствие знаний у детей о народных обычаях, праздниках и традициях России
Обоснование проблемы:
1. Отсутствие внимания в молодых семьях народных русских традиций.
2. Увлечение молодых семей современными технологиями, что далеко от уклада жизни прадедов.
Публикация «Проект „Обычаи и традиции России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Цель: формировать у детей потребность интересоваться историей жизни предков, которая проходит через русские народные праздники, воспитывать уважение и гордость к родной стране, к ее праздникам и традициям.
Задачи:
1. Знакомить с традиционными русскими праздниками Пасха, «Красная горка».
2. Формировать понимание содержания народных традиций.
3. Развивать эмоционально – эстетические чувства детей с помощью народного фольклора и русского хоровода.
4. Познакомить с новыми народными подвижными играми.
Сроки проведения: с 21 апреля по 25 апреля.
Участники проекта : дети подготовительной группы № 4 и родители.
Реализация проекта
Познавательная образовательная область:
1. Беседа: «Традиции россиян».
2. Математическое развитие «В гостях у Петрушки».
3. Рассматривание репродукций картин Ф. Сычкова «Народные гулянья», И. Машкова «Пряха».
4. Рассматривание календаря «Храмы Читы - исторические памятники XXI века»
Сооциально-коммуникативная образовательная область:
1. Комплексное занятие «Тебе дано, а люди пользуются».
2. Знакомимся с названием древней русской одежды (картинки).
3. Русские народные загадки.
4. Объясни пословицу: «Хвалят на девушке шелк, если в девушке толк», «Не прост ремесло хлеба, а само кормит».
5. Пальчиковая словесная игра «Пора пашню пахать».
6. Игры в русских костюмах: кокошник, косоворотка, сарафан, атласная лента, фуражка…
7. «Матушка и батюшка да малые дети» - беседа о семьях дедушек и Бабушек.
8. чтение авторских сказок «Поучительные сказки бабушки Пелагеи»
9. Заучивание пестушек, закличек, прибауток.
Художественно-эстетическая образовательная область:
1. Аппликация «Укрась пасхальное яйцо».
2. Конструирование «Русская изба».
3. Рисование «Русская красавица».
4. Грамзаписи русских народных песен в исполнении Лидии Руслановой.
5. Хоровод «Пойду выйду ль я до…», «Сошьем Дуне сарафан».
6. Знакомство с народными музыкальными инструментами: гусли, гармонь, балалайка, деревянные ложки, трещотки.
Эксперимент раскрашивание ткани растительными красками: морковь, свекла.
Работа с родителями:
1. Участие в выставке «Пасхальное чудо».
2. Консультация «О народных традициях детям».
Итоговое развлечение «На Красной горке»
Литература
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Познавательное развитие»
Железнова Е. Р. «Ознакомление с бытом и традициями Руси»
Развлечение «Красная горка»
(Подготовительная группа)
Выполнил: воспитатель I квалификационной категории Дерюгина Надежда Ивановна, Забайкальский край, г. Чита, МБДОУ «Детский сад №24»
Цель: Формировать у детей желание интересоваться историей своей страны, воспитывать уважение и внимание к дедушкам и бабушкам, желание прийти к ним на помощь.
Предварительная работа: разучивание русских народных игр, потешек, хороводов.
Оборудование: русские народные костюмы для девочек и мальчиков, жёлоб для скатывания яиц, крашеные яйца на каждого ребенка.
Восп. Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Девочка и мальчик : приглашаем всех на праздник «Красная горка»
Восп. Эй, подружки - хохотушки,
Развеселые болтушки!
Эй, ребята - молодцы,
Озорные удальцы!
Выходите поплясать, длинный день скоротать.
Плясовой хоровод
«Ах вы сени, мои сени…»
1Ребенок: Ой ду –ду, ду –ду, ду – ду, пастух дуду,
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала,
На - ка, милый пастушок
Ты спеши – ка на лужок!
Там Буренка лежит,
На теляток глядит,
А домой не идет, молочка не несет.
Надо кашку варить, Сашу кашкой кормить.
2 ребенок: А барашеньки крутороженьки
По горам ходят, в дудочку играют, -
Васю потешают.
А сороки белобоки стали примечати,
А совище из лесища глазами – то хлоп – хлоп!
А козлище из лесища - ногами то топ - топ!
Игра «Яблонька»
- дети строят круг, взявшись за руки, в середине стоит ребенок-
Яблонька. Все остальные дети ходят по кругу со словами:
Мы посадим яблоньку вот – вот
Пускай наша яблонька растет, растет!
Вырастай ты яблонька вот такой вышины!
Вырастай ты, яблонька вот такой ширины!
Вырастай ты яблонька, в добрый час!
Потанцуй ты яблонька, покружись для нас!
А мы эту яблоньку все щипать будем,
От нашей яблоньки убегать будем.
3 ребенок: Люли, люшеньки, люли, прилетели к нам гули:
Гули, гулюшки сели к люлюшке.
Они стали ворковать, мою дитятку качать:
Мою милу величать, прибаюкивать,
Они стали говорить: чем нам милую кормить?
Чем нам милую кормить,
Чем нам дитятку поить?
- Кормить ее пирожком, поить молочком!
Игра «Горшки»
- Дети парами становятся по кругу, один из пары садится по – турецки (горшок, второй ребенок становится у него за спиной (хозяин горшка, круга ходит водящий (покупатель) выбирает любой горшок, подходит к хозяину со словами-эй, дружок, продай горшок
Хозяин – покупай! Водящий – сколько дать тебе рублей? Хозяин может назвать число от одного до пяти, дети хлопают друг другу по ладони предложенное число и бегут в разные стороны кто вперед, чтобы занять пустое место. Кто первым прибежал - хозяин, не успел - покупатель.
Горшки с хозяином могут меняться местами по желанию.
4 ребенок Стучит – бренчит на улице –
Фома едет на курице. Тимошка на кошке - туда же по дорожке
- Куды, Фома, едешь, куды погоняешь?
- Я еду сено косить.
- На что тебе сено?
- Корову кормити.
- Зачем тебе корова?- молочко доити.
- Куды тебе молочко?- ребяток поити.
Игра «Пирог»
- дети делятся на две команды, становятся лицом друг к другу. Между ними сидит ребенок (пирог). Дети говорят и показывают: да экий он высокенький, да экий он широконький, да экий он мягонький! Режь, да ешь!- при этих словах первая пара команд бежит к пирогу чтобы его коснуться. Кто первый коснулся тот забирает пирог в команду, проигравший садится на стул. Игра заканчивается – чья команда выигрывает в количестве игроков
5 ребенок: Пошла Маня на базар
Принесла домой товар: родной матушке платок,
Посередочке – цветок,
Братьям - соколам – по козловым сапогам,
Сестрам – лебедицам, да по белым рукавицам.
Игра «Кто больше выбьет яиц»
На ковре разложены крашеные яйца. Дети по очереди катят яйцо по жёлобу, стараясь попасть в яйцо на ковре, если попал, забирает яйцо себе. Игра продолжается пока не закончатся яйца на ковре.
6 ребенок: Ставеньки - складеньки резные,
Двери расписные,
А в печи – то каравай – бери, Савка, вынимай,
Гостей званных угощай!
Праздник заканчивается угощением детей конфетами или баранками.