Папки-передвижки

Логоритмика — комплексное средство коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи

Куц Лидия Геннадьевна
Логоритмика — комплексное средство коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В статье раскрывается понятие логоритмики и её роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также рассматривается актуальность проблемы речевых нарушений у детей с ОНР.

Ключевые слова: логопедическая ритмика, общее недоразвитие речи, дошкольники, речь.

Публикация «Логоритмика — комплексное средство коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

С каждым годом возрастает число речевых нарушений у детей дошкольного возраста, в связи с чем становится актуальность проблемы раннего их выявления и коррекционной работы. Дети с общим недоразвитием речи (далее ОНР) составляют многочисленную группу среди всех детей с речевой патологией. Такой высокий прирост наблюдается по ряду причин. Зачастую ОНР у детей возникает вследствии комплексного влияния разнообразных факторов, например, таких как наследственная предрасположенность, органическая недостаточность центральной нервной системы, патологии беременности матери, травмы мозга в первые годы жизни ребёнка, неблагоприятная социальная среда, дефицит внимания и общения с близкими людьми.

По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только у 15 % детей отсутствуют проявления патологии речи. По статистике, 70-90 % детей, посещающих дошкольные и специализирующие учреждения, имеют проблемы с речевым развитием, среди которых почти у 50 % детей диагностируется проявление ОНР [1]. Проблема ОНР остается серьезной социальной, медицинской и образовательной проблемой в стране, которая беспокоит не только родителей, но и медиков, педагогов детских садов и педагогов коррекционного направления.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития и формирования речи у детей. Именно речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом, для которого необходима активизация мелкой и крупной моторики, слуховых и зрительных функций. У детей с ОНР проявляется недостаточность в правильном звукопроизношении либо речь полностью отсутствует, нарушен фонетико-фонематический слух и лексико-грамматический строй речи. Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста представляет собой сложный процесс, характеризующийся задержкой развития различных компонентов речи.  Такие дети позже начинают говорить, обладают бедным словарным запасом, словесно-логическое мышление и связная речь на низком уровне. Впервые это речевое нарушение было установлено Р. Е. Левиной и закрепилось как общее недоразвитие речи - комплексное нарушение всей речевой системы [4].

Важно выявить ОНР именно в дошкольном возрасте, чтобы вовремя начать проводить коррекционно-воспитательную работу по устранению речевых нарушений. Развитие опорно-двигательного аппарата эффективно стимулирует речь, ведь именно моторика является ведущей ролью в формировании нервнопсихических процессов у детей. Детям с ОНР необходима комплексная коррекционная помощь специалистов, которая осуществляется в специализированных дошкольных учреждениях. Прежде всего, это взаимосвязанная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкального и физического воспитания. Одним из элементов коррекционной педагогики является логопедическая ритмика, основой которой являются речь, движения и музыка. Логоритмические занятия способствуют развитию правильного речевого дыхания, координации деятельности всех отделов речевого аппарата, подвижности моторики речи. Благодаря использованию в логоритмике речевых подвижных упражнений посредством пения и сопровождением музыки коррекция происходит как целостный воспитательно-коррекционный процесс. Логоритмика включает в себя здоровьесберегающие технологии, которые также способствуют преодолению и профилактике имеющихся отклонений в развитии речи ребёнка. Логоритмика тесно связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыки в целом, поэтому даёт эффективные результаты в развитии детей. М. Ю. Картушина считала, что одним из важных условием работы на логоритмических занятиях является создание благоприятной атмосферы совместной работы детей и педагогов [3]. По мнению Д. Э. Розенталь, логоритмика является новым способом коррекции речи, опирающийся на сочетание музыкального ритма со словом. Занятия логоритмикой активизуруют кору головного мозга, способствуют подвижности нервных процессов, оказывают благотворное воздействие на эмоциональную сферу, моторику и общий мышечный тонус.

Основной задачей логоритмики является формирование и развитие у детей с нарушением речи сенсорных и двигательных способностей как основы воспитания, перевоспитания речи и устранения речевых нарушений.

Средства логоритмики разделяют на две группы:

1)музыкально-двигательные с упражнениями для повышения мышечного тонуса, развитие чувства ритма, мелкой моторики;

2)двигательно-речевые с упражнениями на развитие фонационного дыхания, голоса, артикуляции и дикции, пение, игровых приёмов на инструментах, творческой инициативы.

Особое внимание логопеда и музыкального руководителя на логоритмике уделяется всестороннему развитию ребёнка, его устранению неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, восстановлению или развитию речи. Необходимо обращать внимание, как ребёнок может ориентироваться в пространстве, владеет ли двигательными навыками, понимает ли смысл предложенных задач, как может преодолевать трудности и проявлять в своей деятельности стремление к творчеству. Следовательно, на основании этого подбирается ряд упражнений, которыми руководит не музыкальный ритм, а ритм в стихотворной форме, позволяя сохранять при этом принцип ритмичности в движениях. По словам К. В. Тарасовой, ритм представляет собой последовательность чередования звуков различной высоты, длительности, правильности выполнений движений, сопровождающимися сменой мышечного напряжения и расслабления [2]. Во время занятий логоритмикой у детей с ОНР возникают затруднения двигаться под музыку, передавать и перекатывать мяч, прыгать под такт музыки. При выполнении заданий у всех детей с ОНР заметна недостаточность самоконтроля. Также, для такой категории детей отсутствует чувство ритма, темпа, поэтому выполнение движения или серии движений по словесной инструкции вызывает наибольшие трудности [5]. Немаловажно на занятиях использовать детские музыкальные инструменты, поскольку они помогают раскрывать и развивать творческие способности. Играя, дети развивают силу речевого выдоха, дыхания, голоса, улучшается артикуляция, развиваются движения кистей рук. Педагоги обращают внимание на развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОНР, в занятиях по логопедической ритмике включают игры на статику, координацию, равновесие. Такие игры воспитывают такие качества у детей, как внимание, ловкость, силу, выносливость, коллективизм. Логоритмика способствует совершенствованию всей коррекционно-восстановительной работе с детьми с ОНР.

Таким образам, на занятиях по логопедической ритмике необходимо осуществлять развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, осознания собственных эмоций, развитие эмпатии, коррекция речевой функциональной системы, что способствует активизации речевых навыков.

Список литературы

1. Баранов, А. А. Результаты профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в Российской Федерации [Электронный ресурс] / А. А., Баранов, Л. С. Намазова-Баранова, Терлецкая Р. Н. и др. - Российский педиатрический журнал, том 19, №5. - 2006. - С. 287-293.

2. Баркалова, Е. В.  Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики/ Логопед № 3, Научно-методический журнал – М. : Сфера, 2009. - 128 с.

3. Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004. - с. 155-177.

4. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М. : «Просвещение», 1967. – 368 с.

5. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей

дошкольного возраста : практическое пособие / Т. Б. Филичева,

Г. В. Чиркина. М. : Айрис-пресс, 2004. 375 с.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В последние годы увеличилось количество.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Цель мастера класса. Применить степ - логоритмику, как средство коррекции речи дошкольников. Задача. Познакомить.

Познавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗПознавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей, и это не исключает ту категорию детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмика — комплексное средство коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 15 апреля 2024 в 22:40
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логоритмика — комплексное средство коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Куц Лидия Геннадьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД