Куц Лидия Геннадьевна
Логоритмика — комплексное средство коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье раскрывается понятие логоритмики и её роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также рассматривается актуальность проблемы речевых нарушений у детей с ОНР.
Ключевые слова: логопедическая ритмика, общее недоразвитие речи, дошкольники, речь.
Публикация «Логоритмика — комплексное средство коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
С каждым годом возрастает число речевых нарушений у детей дошкольного возраста, в связи с чем становится актуальность проблемы раннего их выявления и коррекционной работы. Дети с общим недоразвитием речи (далее ОНР) составляют многочисленную группу среди всех детей с речевой патологией. Такой высокий прирост наблюдается по ряду причин. Зачастую ОНР у детей возникает вследствии комплексного влияния разнообразных факторов, например, таких как наследственная предрасположенность, органическая недостаточность центральной нервной системы, патологии беременности матери, травмы мозга в первые годы жизни ребёнка, неблагоприятная социальная среда, дефицит внимания и общения с близкими людьми.
По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только у 15 % детей отсутствуют проявления патологии речи. По статистике, 70-90 % детей, посещающих дошкольные и специализирующие учреждения, имеют проблемы с речевым развитием, среди которых почти у 50 % детей диагностируется проявление ОНР [1]. Проблема ОНР остается серьезной социальной, медицинской и образовательной проблемой в стране, которая беспокоит не только родителей, но и медиков, педагогов детских садов и педагогов коррекционного направления.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития и формирования речи у детей. Именно речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом, для которого необходима активизация мелкой и крупной моторики, слуховых и зрительных функций. У детей с ОНР проявляется недостаточность в правильном звукопроизношении либо речь полностью отсутствует, нарушен фонетико-фонематический слух и лексико-грамматический строй речи. Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста представляет собой сложный процесс, характеризующийся задержкой развития различных компонентов речи. Такие дети позже начинают говорить, обладают бедным словарным запасом, словесно-логическое мышление и связная речь на низком уровне. Впервые это речевое нарушение было установлено Р. Е. Левиной и закрепилось как общее недоразвитие речи - комплексное нарушение всей речевой системы [4].
Важно выявить ОНР именно в дошкольном возрасте, чтобы вовремя начать проводить коррекционно-воспитательную работу по устранению речевых нарушений. Развитие опорно-двигательного аппарата эффективно стимулирует речь, ведь именно моторика является ведущей ролью в формировании нервнопсихических процессов у детей. Детям с ОНР необходима комплексная коррекционная помощь специалистов, которая осуществляется в специализированных дошкольных учреждениях. Прежде всего, это взаимосвязанная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкального и физического воспитания. Одним из элементов коррекционной педагогики является логопедическая ритмика, основой которой являются речь, движения и музыка. Логоритмические занятия способствуют развитию правильного речевого дыхания, координации деятельности всех отделов речевого аппарата, подвижности моторики речи. Благодаря использованию в логоритмике речевых подвижных упражнений посредством пения и сопровождением музыки коррекция происходит как целостный воспитательно-коррекционный процесс. Логоритмика включает в себя здоровьесберегающие технологии, которые также способствуют преодолению и профилактике имеющихся отклонений в развитии речи ребёнка. Логоритмика тесно связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыки в целом, поэтому даёт эффективные результаты в развитии детей. М. Ю. Картушина считала, что одним из важных условием работы на логоритмических занятиях является создание благоприятной атмосферы совместной работы детей и педагогов [3]. По мнению Д. Э. Розенталь, логоритмика является новым способом коррекции речи, опирающийся на сочетание музыкального ритма со словом. Занятия логоритмикой активизуруют кору головного мозга, способствуют подвижности нервных процессов, оказывают благотворное воздействие на эмоциональную сферу, моторику и общий мышечный тонус.
Основной задачей логоритмики является формирование и развитие у детей с нарушением речи сенсорных и двигательных способностей как основы воспитания, перевоспитания речи и устранения речевых нарушений.
Средства логоритмики разделяют на две группы:
1)музыкально-двигательные с упражнениями для повышения мышечного тонуса, развитие чувства ритма, мелкой моторики;
2)двигательно-речевые с упражнениями на развитие фонационного дыхания, голоса, артикуляции и дикции, пение, игровых приёмов на инструментах, творческой инициативы.
Особое внимание логопеда и музыкального руководителя на логоритмике уделяется всестороннему развитию ребёнка, его устранению неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, восстановлению или развитию речи. Необходимо обращать внимание, как ребёнок может ориентироваться в пространстве, владеет ли двигательными навыками, понимает ли смысл предложенных задач, как может преодолевать трудности и проявлять в своей деятельности стремление к творчеству. Следовательно, на основании этого подбирается ряд упражнений, которыми руководит не музыкальный ритм, а ритм в стихотворной форме, позволяя сохранять при этом принцип ритмичности в движениях. По словам К. В. Тарасовой, ритм представляет собой последовательность чередования звуков различной высоты, длительности, правильности выполнений движений, сопровождающимися сменой мышечного напряжения и расслабления [2]. Во время занятий логоритмикой у детей с ОНР возникают затруднения двигаться под музыку, передавать и перекатывать мяч, прыгать под такт музыки. При выполнении заданий у всех детей с ОНР заметна недостаточность самоконтроля. Также, для такой категории детей отсутствует чувство ритма, темпа, поэтому выполнение движения или серии движений по словесной инструкции вызывает наибольшие трудности [5]. Немаловажно на занятиях использовать детские музыкальные инструменты, поскольку они помогают раскрывать и развивать творческие способности. Играя, дети развивают силу речевого выдоха, дыхания, голоса, улучшается артикуляция, развиваются движения кистей рук. Педагоги обращают внимание на развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОНР, в занятиях по логопедической ритмике включают игры на статику, координацию, равновесие. Такие игры воспитывают такие качества у детей, как внимание, ловкость, силу, выносливость, коллективизм. Логоритмика способствует совершенствованию всей коррекционно-восстановительной работе с детьми с ОНР.
Таким образам, на занятиях по логопедической ритмике необходимо осуществлять развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, осознания собственных эмоций, развитие эмпатии, коррекция речевой функциональной системы, что способствует активизации речевых навыков.
Список литературы
1. Баранов, А. А. Результаты профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в Российской Федерации [Электронный ресурс] / А. А., Баранов, Л. С. Намазова-Баранова, Терлецкая Р. Н. и др. - Российский педиатрический журнал, том 19, №5. - 2006. - С. 287-293.
2. Баркалова, Е. В. Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики/ Логопед № 3, Научно-методический журнал – М. : Сфера, 2009. - 128 с.
3. Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004. - с. 155-177.
4. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М. : «Просвещение», 1967. – 368 с.
5. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста : практическое пособие / Т. Б. Филичева,
Г. В. Чиркина. М. : Айрис-пресс, 2004. 375 с.