Гайни Смагулова
Проект для детей среднего дошкольного возраста «Птицы-наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
среднего дошкольного возраста «Птицы — наши друзья»
Тип проекта :
по продолжительности – долгосрочный (10.2015 – 05.2016)
по составу участников проекта – групповой
по направленности деятельности участников проекта – познавательно-речевой
Возраст участников - дети от 4 до 5 лет
Участники проекта :
дети средней группы, родители, воспитатели группы
Публикация «Проект для детей среднего дошкольного возраста „Птицы-наши друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
Актуальность проекта :
В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – нашего края»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Проблема проекта
• Что мы знаем о птицах нашего края?
• Нужна ли помощь зимой птицам, живущих рядом с человеком?
• Как помочь пернатым друзьям в холодное время года?
• Формирование реалистических знаний об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам
Цель:
1. Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
2. Расширить представление детей о зимующих птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.
3. Дать детям представление о перелетных птицах, их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни весной.
Задачи:
1. Развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнезда, выводят птенцов) условиях их обитания, роли человека в жизни птиц;
2. Развивать умение устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением птиц;
3. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;
4. Научить детей правильно их подкармливать
Взаимодействие с родителями:
- Рекомендовать родителям понаблюдать с детьми во время прогулок за птицами и дома нарисовать их;
- Привлечь родителей к изготовлении кормушек для птиц.
- Организовать выставку совместных работ «Птички – невелички»
Формы и методы работы:
- игры-ситуации;
- беседы;
- Выставки рисунков и поделок;
- экскурсии;
- викторина;
- консультации.
Необходимые условия реализации проекта :
- интерес детей и родителей;
- материальное обеспечение проекта;
- методические разработки;
- интеграция со специалистами детского сада.
Предметно-развивающая среда :
Дидактический материал:
С. Вохринцева «Птицы», «Перелетные птицы», «Животный мир»
«Зимующие и перелётные птицы»
«Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира.
Разрезные картинки.
Этапы реализации проекта :
Ожидаемые результаты реализации проекта :
• Получение и систематизация знаний детей о жизни птиц
(зимующих и перелетных).
• Формирование осознанного действенного отношения к птицам.
• Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
1 этап. Подготовительный
• Обсуждение цели и задач воспитателями с детьми и родителями, специалистами
• Подобрать методическую литературу по теме.
• Подобрать художественную литературу для чтения детям.
• Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)
• Составить перспективный план.
2 этап. Основной (практический)
• Работа над проектом по плану с детьми, родителями, педагогами.
Наблюдение за зимующими птицами, прилетающими к кормушке. Подкормка птиц. Выставка книг «Наши пернатые друзья».
Наблюдение за прилетом первых птиц – грачей, скворцов. Беседы о пользе птиц в природе.
Рассматривание альбомов «Все о птицах», «Красная книга».
Цикл занятий «Зимующие птицы», «Перелетные птицы»
:Беседа на проблемные ситуации «Почему птиц стало меньше?», «Синичка-гостья нашего участка!», «Почему воробьи и синицы селятся рядом с человеком? «Чем питаются птицы зимой?», «Городские птицы».
«Кормушка. Наши пернатые друзья»
Игры на развитие навыков общения:
«Назови ласково» (птичьи имена) .
Чтение художественной литературы :
Чтение произведений:
М. Горький «Воробьишко»,
- С. Маршак «Где обедал воробей»,
- М. Зощенко «Умная птичка»,
- М Пришвин «Дятел», «Гаечки»,
-И. Белоусов «Весенняя гостья»,
-Е. Чарушин «Воробей»,
- чтение стихотворений:
-С. Михалков «Птичья столовая»,
- А. Яшина «Покормите птиц зимой»,
- А. Барто «Скачет шустрая синичка», «Села птичка на окошко», «Кто как кричит»,
- А. Майков «Ласточка примчалась»,
- А. Блок «Ворона»,
-В. Жуковский «Птичка»;
чтение рассказов: Г. Скребицкий «Появились синички»,
- В. Бианки «Синичкин календарь», «Холодно, в лесу голодно».
-Пословицы и поговорки о птицах;
-Отгадывание загадок;
-Заучивание стихотворений про птиц.
- Выставка детских рисунков «Птицы на кормушке»
- Рисование «Сорока», «Птичка клюет рябину»,
- Лепка «Снегирь», «Птичка клюет зернышки», «Птички – свистульки»,
- Конструирование из бумаги «Птички». «Птичий двор» - из салфеток. «Сказочная птица» - составление композиции из сухих листьев.
- Аппликация «Синичка», «Снегирь на ветке», «Домик для скворушки».
Занятие по теме «Птицы родного края»,
Рассматривание картины Левитана «Осень», «Грачи прилетели»,
Игровая деятельность:
-Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия в лес», «Птичья столовая»;
-Игры – драматизации по программным произведениям;
-Игры – имитации : «Мы птички», «Узнай меня, я – птица»;
Настольно – печатные игры:
“Собери картинку”.
“Где чье гнездо? ”
“Четвёртый лишний”
Дидактические игры:
“Расскажи о птице
“Загадки и отгадки”
”Один - много”
“Кто как голос подаёт“
”Угадай птицу по описанию”
“Назови ласково“
”Счёт птиц”
Подвижные игры:
«Совушка»
«Птички и птенчики»
«Перелет птиц»
«Воробушки и автомобиль»
«Птички и кошка».
«Перелет птиц»
«Цыплята и наседка»
Физминутки «Вороны», «Снегири», «Руки подняли и помахали»
Музыка :Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (Синица, воробей, ворона, сорока, журавлей и др., из серии П. И. Чайковского «Времена года», слушание музыки с голосами птиц) ;
Труд : Заготовка корма для птиц. Изготовление кормушки.
Здоровье: игры на развитие дыхания «Птичка»,
психогимнастика «Перышки и камушки».
«Безопасность» :
Беседа на тему: «Осторожно – кошка!», «Не дадим птичке умереть от холода и голода».
Наблюдение за кормушкой (птицы маленькие, беззащитные, не могут постоять за себя).
3 этап. Заключительный
-Обработка и оформление материалов проекта
-проведение итогового занятия
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- выпуск стенгазеты
- проведение выставки «Птички – невелички»
- презентация проекта.
Методическая литература.
М. В. Трофимова. И учёба, и игра…
Н. В. Новоторцева. Развитие речи детей.
О. В. Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.
О. В. Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.
Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края.
В. Н. Волчкова. Экология. Конспекты занятий.