Ирина Киселёва
Долгосрочный проект «Русские народные сказки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Цель: Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.
Публикация «Долгосрочный проект „Русские народные сказки“ в средней группе» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
- Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
- Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности.
- Формировать умение пересказывать сказки.
- Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
- Воспитывать ценностное отношение к русским народным сказкам, как виду искусства, родному языку и литературной речи.
Участники проекта : Педагоги, дети среднего дошкольного возраста, родители.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
- Получение знаний о русских народных сказках.
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
- Проведение театрализованных представлений по русским народным сказкам.
- Организация выставки рисунков «Герои в русских народных сказах» с привлечением родителей.
- Драматизации РНС.
Актуальность проекта :
В современное время зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплины. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Работая с детьми, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. А. М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о русских народных сказках.
С целью актуализации знаний дошкольников был создан данный проект, где рассматривается фольклорный жанр – “Русская народная сказка».
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, детей и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Проектный метод, используемый в работе с детьми среднего дошкольного возраста, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать продуктивную деятельность. Он поможет детям овладеть разными средствами речевой выразительности, и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности.
Основное направление развития: Познавательно-речевое развитие.
Этапы реализации проекта :
I этап: Диагностический
1. Изучение научно-методической литературы по теме проекта.
2. Проведение диагностики
3. Анкетирование родителей: «Может ли Ваш ребенок слушать сказки»
II этап – Практический:
1. Разработка конспектов и их проведение.
2. Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой).
III этап – Аналитический:
1. Обобщение работы за год
2. Презентация опыта работы педагогам ДОУ
3. Отчет по реализации проекта, итоги мониторинга
План работы с детьми и родителями на 2014-2015 учебный год.
Месяц Групповая работа,Индивидуальная работа, Работа с родителями
Сентябрь
Проведение диагностики, Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи»
(отгадывание загадок о диких животных).
Анкетирование родителей: «Может ли Ваш ребенок слушать сказки»
Октябрь
Чтение р. н. с. «Маша и медведь»
«Домик для медведя» конструирование кубиков.
«Грибы для Маши» аппликация
Разговор по телефону: «Машенька говорит с бабушкой».
Обыгрывание эпизодов сказки
«Маша и медведь»
Родительское Собрание «Что и сколько читать детям пяти лет?»
- Консультация: «Развитие речи детей пятого года жизни»
Ноябрь
Рассказывание р. н. с. «Кот, петух и лиса».
«Петя-петушок, золотой гребешок» - лепка из природного материала. Отгадывание загадок о домашних животных
Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка».
- Памятка для родителей
«Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи пятилеток».
Декабрь
Рассказывание р. н. с. «Зимовье»
«Избушка в лесу» рисование красками.
Отгадывание загадок о диких животных.
- Изготовление памятки: «О роли родителей в развитии речи детей»
Январь
Чтение р. н. с. «Лисичка сестричка и серый волк».
«Зимние шапки для зверят» аппликация
Упражнения на имитацию движений: «Лисичка умывается», «Волк рассердился».
Выставка детских работ.
Февраль
Рассказывание р. н. с. «Теремок».
«Кто-кто в теремочке живёт» рисование цветными карандашами (по замыслу).
Дид. игра «Угадай по описанию».
Игра драматизация сказки «Теремок».
- Консультация в уголке «Сказки для пятилеток»
Март
Обыгрывание эпизодов сказки «Петушок и бобовое зернышко»
«Петушок и Курочка» лепка.
Подвижные игры с масками птиц «Птички в гнёздышках».
Игра «Кто как кричит?»
Игра на воображение «Узнай из какой сказки».
- Консультация «Развиваем монологическую речь дошкольника»
Апрель
Драматизация сказки «Репка»
«Репка» - аппликация
Обыгрывание эпизодов сказки «Репка».
- Памятка для родителей «Считалочки, упражнения для развития артикуляционного аппарата ребёнка»
Май
Чтение сказки «Козлятки и волк»
Дидактические игры «Узнай сказку», «Собери сказку», «Расскажи сказку»
«Любимая сказка» рисование по мотивам знакомых сказок.
Игра «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем».
Подвижная игра: «Козлятки и волк».
Выставка детского художественного творчества.
Выставка русских народных сказок с иллюстрациями разных художников.