Татьяна Сойко
Долгосрочный групповой исследовательский проект в младшей группе «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность темы. 2. Паспорт проекта. 3. Анкеты для родителей. 4. Опросник детей. 5. Рекомендации для родителей об ознакомлении детей с «малой родиной» 6. План реализации проекта через разные виды деятельности. 7. Литература.
Актуальность темы:
-Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. - Мы горим желанием воспитывать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать в ребенке любовь к самому близкому – родному дому и детскому саду, а ведь это – основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля. - В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неполных и неблагополучных семей. - Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. - Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально-насыщенного образа родного дома, детского сада. - Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, помогать словом и делом.
Публикация «Долгосрочный групповой исследовательский проект в младшей группе „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Паспорт проекта.
Тема проекта : "Моя малая Родина" Проблема: отсутствие у детей младшей группы систематизированных знаний о семье, детском саде, родном селе. Гипотеза: Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага. Цель: сформировать у детей духовно - нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. Сформировать знания о родном селе. Задачи 1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду. 2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где каждый ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. 3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, добрым делам для семьи, детского сада. 4. Упражнять детей в проявлении сострадания, внимательности к родным, сверстникам и к тем, кто о них заботится. 5. Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.
Масштаб :МКДОУ детский сад «Ягодка»
Вид: групповой, исследовательский. Продолжительность: долгосрочный, один год (сентябрь - май). Участники проекта : воспитатели, дети второй младшей группы, родители.
Этапы :
подготовительный – сентябрь основной - октябрь – апрель заключительный - май
Подготовительный период:
1. Составить план. 2. Выявить знания детей о родном селе, о работающих в детском саду, семье (диагностика). 3. Составить перспективный план работы с детьми. 4. Оформить альбом "Моё Издешково»", "Мой любимый детский сад", "Профессии моих родителей", "Фотохроника группы " (сбор материала с родителями) .
Основной этап:
1. Реализация проекта через различные образовательные области. 2. Работа с родителями : - Совместные субботники с детьми и родителями. - Проведение "Дней чистоты". - Задания для родителей. - Участие в выставках, конкурсах.
Заключительный этап:
1. диагностика уровня сформированности знаний. 2. Семейный праздник "Я и моя семья"
Мониторинг.
1. Наблюдения за деятельностью детей. 2. Диагностирование знаний у детей. 3. Анкетирование родителей. 4. Проведение контрольных срезов на НОД.
Ожидаемый результат.
Дети должны знать и называть: 1. Иметь представления о своей семьи. 2. Знать своё имя, фамилию, пол, возраст, имена родителей. Иметь представления о том, как образуются отчества и взрослое имя человека. 3. Иметь представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина - любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение) .\ 4. Правильно понимать слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый). 5. Иметь представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников. 6. Узнавать и называть разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.
Анкета для родителей :
«Знает ли ваш ребенок родное село?»
- Ф. И. О. родителей : - Ф. И. О. ребенка : - Возраст ребенка : - Группа :
1. Знает ли ваш ребенок как называется город, в котором он живет? Да нет 2. Знает ли ваш ребенок как называется главная улица города? Да нет 3. Знает ли ваш ребенок свой домашний адрес? да нет 4. Знает ли ваш ребенок название д/с, в который он ходит, номер группы? Да нет 5. Знакомите ли вы своих детей с достопримечательностями Издешкова (памятниками, музеями, парками, и т. д.) . В какой форме проходит ваше знакомство (экскурсии, наблюдения). да нет 6. Как проводите выходной с ребенком? 7. Есть ли у вас затруднения по ознакомлению детей с родным селом? Да нет 8. Что вы сами знаете о своем селе (история, традиции, география)
Спасибо.
Результаты анкеты для родителей.
Роздано: 16 анкет Сдано : 15 анкет Да : 6 Нет : 9
Вывод: У 9 родителей затруднения по ознакомлению детей с родным краем, так как сами не проявляют интереса к познанию города и его истории и не стараются знакомить детей.
Опросник по теме "Моё любимое Издешково»"
Группа : младшая Количество детей : 15 1. Как называется наше село? 2. Какие улицы села вы знаете? 3. Как называется наш детский сад? 4. Кто работает в детском саду? Назовите профессии людей, которые в нем работают? 5. Какие здания окружают наш детский сад? 6. Есть ли музеи? Ходил ли ты с родителями в музей? 7. Есть ли в нашем селе стадионы? 8. Чем тебе нравится Издешково? 9. Есть ли у тебя в селе любимые места? Если есть, почему ты их любишь? 10. Знаешь ли ты свой домашний адрес? 11. Как надо вести себя на улицах села?
Выводы: Дети знакомы с элементарными представлениями о селе. Знают его название, рассказывают о том, где они бывают с родителями. Любимые места: вокзал, магазины, библиотека. Нужно больше давать знаний о нашей Малой Родине в дошкольном учреждении. Привлекать родителей к выставкам и фотосессиям.
Рекомендациидля родителей по ознакомлению детей с родным селом.
1. Гуляя с детьми по улицам села, показывайте и рассказывайте в доступной форме о достопримечательностях села, об исторических местах, о социально значимых объектах. 2. Рассказывайте о людях, прославивших Родину и наше село. 3. Посетите с ребенком мемориальные музеи в школе, познакомьте с героями - интернационалистами, учащимися этих школ, погибших в наши дни в Чеченской республике. 4. Посетите с ребенком школьный музей, познакомьте с историей освоения и развития нашего села. 5. Привлекайте детей к просмотру телепередач по Сафоновскому ТВ на производственные темы о передовиках производства, профессиональных праздниках, спортивных достижениях наших земляков. 6. Читая местную периодическую печать, не обходите вниманием стихи и рассказы земляков о Смоленском крае, читайте их своим детям. 7. Принимайте участие вместе с ребенком в массовых сельских гуляниях, посвященных народному празднику - «День рождения села» и «Масленица» 8. Примите активное участие в подборе материала для альбомов, стендов, фотовыставок. 9. Прививайте любовь и уважение к рукотворному труду наших земляков.
Помните! Любовь к Родине начинается с привития детям любви к родному селу. Без знаний прошлого не бывает будущего.
Реализация проекта через разные виды деятельности.
Образовательная область социализация 1. Сюжетно - ролевые игры: «Дом», «детский сад», «Семья», «День рождения». 2. Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Мое имя», «Найди предметы», «Дарю подарки», «К нам гости пришли», «Кукла Таня идет в гости», «Покажи кукле наш город», «Буду делать хорошо и не буду плохо», «Правильно - не правильно», «Исправь ошибку» 3 . Коммуникативные игры: «Пустим имя по ветру», «Назови ласково»
Образовательная область «Коммуникация» (Речевое развитие)
• НОД Тема «Моя семья». Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
Тема: «О моем любимом папе». Задачи: обучит навыкам пересказа небольших историй на основе личного опыта.
Тема: «Моя любимая мама». Задачи: учить отвечать на вопросы воспитателя, составлять короткий рассказ (при педагогической поддержке) пользуясь алгоритмом.
• Беседы на темы: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду», «Мои мама, папа, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», «Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть».
Образовательная область чтение художественной литературы
1. Чтение: "Моя бабушка», С. Капутикян; «Мой дедушка», Р. Гамзатов; «Мама», Ю. Яковлев; «Заплатка», Н. Носов; «Грипп», «Прививка» А. Барто; «О мальчиках и девочках», С. Маршак; «Мойдодыр», «Айболит» К. Чуковский; «Вместе тесно, врозь тесно» Е. Благинина. 2. Заучивание: «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама», Е. Благинина; «Бабушкины руки», Л. Квитко; «Если был бы я девчонкой», Э. Успенский. 3. Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад»
Образовательная область художественное творчество
1. Рисование праздничных открыток мамам, папам, сотрудникам детского сада. 2. Сотрудничество детей с родителями к выставкам.
Музыка: Проведение праздников:
1.«Мамин день», «День защитника отечества» 2. Разучивание песен: о детском саде, доме, о маме. 3. Прослушивание аудиозаписей.
Образовательная область труд
1. Трудовые поручения в саду и дома.
Непосредственная образовательная деятельность познание
1 .Знакомство с трудом плотника. 2. Экскурсии на пищеблок, прачечную, методкабинет, медицинский кабинет,
Непосредственная образовательная область физическая культура.
1. 1 .«Минутки здоровья» - 1 раз в месяц, 2. Физкультурный досуг - 1 раз в квартал, 3. Составление правил безопасного поведения в группе, дома на улице. 4.3накоство детей с основами жизнедеятельности - по плану
.Взаимодействие с родителями
1. Создание благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия. 2 Анкетирование на тему: «Знаете ли вы своего ребенка?» 3. Создание интересной и содержательной жизни ребенка в семье. 4. Соблюдение прав ребенка на игру, досуг, труд. 5. «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду» 6. Досуг в семье: выходные дни, семейные праздники.
Литература.
1. «Родной свой край люби и знай» 3. А Герасимова, д/в№12 - 2001г., стр. 47. 2. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» А. М. Виноградова, Просвещение 1989г., стр. 25 3. «Родной край», Р. И. Жуковская, М. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Просвещение 1981г., стр. 21. 4. «Основы дошкольной педагогики» Запорожец А. В., Москва 1980г. 5. «О национальном характере воспитания и образования» А. В. Новикова, «Народное образование» №4 2001, стр. 67. 6. «Рождение гражданина» В. А. Сухомлинский, Москва, Молодая гвардия, 1971г. 7. Приказ №35 от 30.10.01. об утверждении программы МОРФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005г.», «Народное образование»№2 - 02г. 8. «Программа развития и воспитания в системе образования России на 1999 - 2001г.», «Вестник образования», декабрь1999г.