Ирина Буслаева
Тестопластика как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. История возникновения тестопластики
2. Значение тестопластики для развития мелкой моторики, сенсорной чувствительности, фантазии и творческих способностей дошкольника.
3. Состав теста и специфика его окрашивания.
4. Основные виды и способы тестопластики.
5. Разнообразие поделок из соленого теста.
Публикация «Тестопластика как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
6. Инструменты для занятий тестопластикой.
7. Организация и проведение занятий по тестопластике с детьми дошкольного возраста.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕСТОПЛАСТИКИ
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.
В старинные времена люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тыс. лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба. Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных и затем приносили их в жертву. Так из теста стали выпекать не только хлеб, но и декоративные изделия, которыми стали украшать различные религиозные фигурки из народных сказаний.
В последние годы лепка из соленого теста вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников. Сейчас ценятся экологически чистые изделия, особенно, сделанные своими руками.
ЗНАЧЕНИЕ ТЕСТОПЛАСТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, СЕНСОРНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ, ФАНТАЗИИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий
нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной
системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук
и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется
термин ловкость.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творческих умений дошкольников :
1. повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
2. развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
3. синхронизирует работу обеих рук;
4. формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
5. Развивает творчество ребенка.
6. Развивает фантазию ребенка
Так же лепка из соленого теста направлена на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству, на формирование духовной культуры личности. Занятия тестопластикой должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развить творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребенка фантазировать.
СОСТАВ ТЕСТА И СПЕЦИФИКА ЕГО ОКРАШИВАНИЯ
Рецепт теста
Смешать в миске 2 стакана муки с 1 стаканом мелкой соли и добавить половину стакана воды (лучше недолить, чем перелить).
Хорошо вымесить.
Тесто должно быть мягким и очень пластичным, приятным на ощупь.
Хранение теста
Лучше соленое тесто положить в полиэтиленовый пакет и поместить в холодильник. Готовое тесто лучше хранить в прохладном месте. Тесто можно поместить в полиэтиленовый пакет или оставить в миске, но накрыть пищевой пленкой и поместить в холодильник. Тесто накрывают и кладут в пакет для того, чтобы туда не проник воздух, если будет попадать, то тесто будет высыхать и образуются твердые комочки. Хранится тесто около одной, двух недель.
Окрашивание теста
Для того, чтобы работа по лепке была более увлекательной и красочной, замените стандартное одноцветное тесто красивым и ярким. Некую часть массы можно оставить неокрашенной, а остальную можно окрасить в процессе замешивания теста. Изначальное раскрашивание теста избавляет вас от необходимости заниматься разукрашиванием готовых высохших фигурок. Маленьким деткам еще сложно разукрашивать вылепленные фигурки кисточками, поэтому гораздо проще лепить сразу из цветного теста.
Есть три вида окрашивания теста :
1. Окрашивание гуашью, акрилом
2. Окрашивание натуральными красителями
3. Окрашивание пищевыми красителями
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И СПОСОБЫ ТЕСТОПЛАСТИКИ
По способу создания образа выделяют следующие виды лепки:
1. по памяти;
2. с натуры;
3. по схеме;
4. по рисунку;
5. по словесному описанию
Способы лепки:
1. Конструктивный - это способ является более простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепится по частям.
2. Пластический – это способ, который предполагает, что всё изделие выполняется из целого куска без деления на части.
3. Комбинированный – способ, включающий в себя как пластический, так и конструктивный способы при лепке одного изделия.
Виды тестопластики :
1. Шарик
2. Жгутик
3. Колбаска
4. Блинчик
5. Рельеф
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ
Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из соленого теста :
*доска, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;
*салфетки - бумажные и тканевые;
* различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
*инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста : расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа-чупсов;
* печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т. д. ;
*формочки для кексов, формочки для игр с песком;
*трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
* соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;
*природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т. д.);
*бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т. д.);
*пуговицы, бисер, блестки, фольга и др. ;
*клей ПВА;
*кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Занятия лепкой с младшими дошкольниками длятся 15 мин, в старшем дошкольном возрасте - 30-35 мин. Проводятся занятия 1 раз в неделю.
Столы для занятий лучше всего расставлять полукругом перед столом педагога или воспиталя, если позволяет площадь, или в шахматном порядке, но так, чтобы каждый ребенок сидел к воспитателю лицом. На каждом столе должны быть дощечка, посуда с водой, мокрая тряпочка, стакан со стеками, коробочка с дополнительными материалами, если в этом есть необходимость.
В центре комнаты, на видном месте, ставят легкую тумбочку, покрытую однотонной салфеткой. Тумбочка выше детских столиков на 25-30 см. На ней располагают натуру – вылепленную поделку чистую, красивую, без дефектов.
Если нужно уточнить детали, воспитатель может повесить на доску иллюстрации, но не более 2-3, чтобы не отвлекать внимание детей от главной задачи.
На столе у воспитателя находится все необходимое для занятия: книги со стихами, ноутбук, технические средства, дощечка и материал для показа способа действия или для показа в качестве индивидуальной помощи (педагог на своем материале показывает, как нужно работать).
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ
1. Вводная часть - процесс формирования замысла.
Это очень ответственная часть занятия - от того, как воспитатель построит именно эту часть занятия, зависит проявление творчества в деятельности детей. Воспитатель создает атмосферу творчества, формулирует тему, ставит задачу.
Формулировка темы должна быть неожиданной, вызывающей эмоции, с сюрпризным моментом, с художественным словом предоставляющей ребенку возможность выразить в лепке что-то свое, только что придуманное.
ВАРИАНТЫ СЮРПРИЗНЫХ МОМЕНТОВ
1. Игровой прием (раздается стук в двери, появление куклы, которая просит вылепить угощение, т. к. у нее скоро праздник и т. п.).
2. Прием «догадки» (на столе педагога что-то (например, соленое тесто) накрыто платочком, педагог предлагает детям отгадать, что там может быть).
3. Музыкальный прием (проиграть на музыкальном инструменте мелодию и предложить детям подумать о ком эта мелодия, дать прослушать фрагмент музыкального произведения).
4. Прием «загадки» (Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает и т. д.).
ВАРИАНТЫ ФОРМУЛИРОВКИ УЧЕБНО-ИГРОВОЙ ЗАДАЧИ
1. Научимся лепить баранки. Поможем кукле Маше приготовить угощение к празднику.
2. Будем лепить хлебо-булочные изделия для игры в магазин.
3. Научимся лепить петушка. Это будет подарок к новому году для мамы и папы.
4. Научимся лепить медвежонка. Слепим медвежат для малышей.
2. Основная часть – выполнение замысла.
1 этап. Организация восприятия предмета в целом.
Зрительный контроль за последовательным и непрерывным движением ладоней и пальцев, начиная с верхней точки вниз по главным характерным линиям (движение сверху вниз и как бы по спирали). Положение предмета всегда фиксировано (левая рука держит предмет, правая его обследует; предмет может стоять на столе неподвижно).
2 этап. Детальное обследование предмета в сочетании с его анализом.
Обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции); движения пальцев как бы измеряют соотношение глубин и определяют пространственное взаимоотношение частей, соединение деталей с главной частью.
Выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к остальным частям.
3 этап. Повторное целостное эмоциональное восприятие предмета.
Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные полученные чувственным путем, в целостный образ. Обследование может быть направлено и на анализ (ощупывание) структурной поверхности предмета. Для распознавания структуры материала применяется надавливание на поверхность предмета.
Примечание
- Если предмет обследовался накануне, т. е. предмет хорошо знаком, активного восприятия предмета можно не проводить. Педагог просто напоминает детям, что этот предмет они знают и нужно только посмотреть с чего следует начинать лепку.
ОБЪЯСНЕНИЕ, ПОКАЗ ПРИЕМОВ ЛЕПКИ
Этот этап связан с объяснением и уточнением того, как дети должны действовать, какие технические приемы использовать, чтобы вылепить предмет.
- Показ приемов изображения нужен тогда, когда требуется использовать новый технический прием или когда дается для выполнения сложный объект. Здесь выделить последовательность работы.
- Полный показ приемов применяется при выполнении нового задания, использовании новых технических приемов.
- Частичный показ необходим, когда педагог видит, что дети выполняют какой-то прием неверно, или хочет обратить внимание на какой-то способ лепки, напомнить, как выполнить ту или иную часть работы.
- Частичный показ способов лепки может быть выполнен и ребенком, при этом он должен объяснять, как и что делает.
- При объяснении нового технического приема детям его показывают в медленном темпе, рассказывают, как расположены руки, пальцы. Особое внимание обращается на качество движений. Каждый раз, при выполнении того или иного технического приема, педагог объясняет, как регулировать силу нажима рук, пальцев, используя при этом слова: «чуть-чуть», «слегка», «немного», «посильнее», «покрепче», «очень сильно».
- Если действие сложное, необходимо расчленить на ряд более простых действий, и каждое назвать определенным термином.
- Объясняя новый прием, педагог предлагает детям совершить это движение вместе с ним, повторяя его действия.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- Необходимо дать возможность детям начать работу, поощрять детей, проявляющих самостоятельность и инициативу.
- В случае затруднения можно помочь ребенку, но показывать на своем кусочке пластилина.
- Детям, быстро справившимся с заданием, необходимо дать дополнительный материал и подсказать варианты дополнения изображения.
- В случае затруднения большинства детей, следует организовать повторное объяснение.
- За 5 минут до конца занятия нужно предупредить детей об этом (воспитывается внимательность, четкость в выполнении требований, вырабатывается чувство времени).
3. Заключительная часть
АНАЛИЗ ДЕТСКИХ РАБОТ:
Предметная лепка: анализируется насколько правильно дети вылепили предмет, были ли при этом самостоятельны, что нового внесли в изображение.
Сюжетная лепка: анализируется как передан сюжет, выразителен ли он.
Декоративная лепка: анализируется аккуратность нанесение декоративного узора, ритмичность отдельных элементов узора.
Лепка по замыслу: доведен ли замысел до завершения, насколько он интересен.
Анализ детских работ эффективно проводить в игровой форме.
В результате анализа дети должны понять, как правильно лепить и какие ошибки они допустили. Критические замечания, которые касаются техники лепки, воспитатель делает доброжелательно, в рекомендательной форме.
После занятия все вылепленные игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям. Педагог привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей вылепить свою работу красиво.
Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют в шкаф, где находится постоянно действующая выставка работ. Эти работы обрабатывают парафином и сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.
Персональная выставка - одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдельную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.
Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая
непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием
продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Развитие
мелкой моторики у детей происходит благодаря нервной, мышечной,
костной системам организма и органам чувств. Все они взаимосвязаны, и
развитие одной - дает толчок к развитию другой.