Евсеенко Оксана
Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, обогащает его сенсорный опыт, развивает мелкую моторику рук, вследствие чего позволяет развивать речь ребенка, внимание, мышление и воображение.
Наиболее подходящим материалом для работы с детьми раннего возраста является тесто, потому что это:
1. Очень пластичный материал, приятный на ощупь.
2. Не липнет к рукам и легко мнется.
Публикация «Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
3. Безопасно при попадании в рот.
4. Легко отмывается.
5. Можно окрашивать самостоятельно.
В процессе занятий тесто пластикой дети учатся анализировать, развивается восприятие, ведь чтобы отобразить в лепке любой предмет, нужно выделить его главные части, их признаки (цвет, размер, форму, пропорции, расположение в пространстве).
Также уточняется и закрепляется представление ребенка о предметах окружающего мира.
В лепке ребенок старается соотнести особенности предмета с особенностями материала (соленого теста, это ведет к запоминанию сенсорных эталонов (цвет – желтый, красный, зеленый, синий и другие, размер – маленький, большой, форма – круглый, овальный, треугольный, длинный – короткий, широкий — узкий).
Очень важно помнить, что занятия лепкой легче для ребенка, чем занятия рисованием, так как именно в лепке ребенок начинает чувствовать каждое движение своего пальчика (например, когда вдавливают соленое тесто мелкие предметы, отрывают от куска маленькие кусочки) и движения своих кистей рук (когда сплющивают шарик в лепешку раскатывают колбаску или шарик). Именно поэтому занятия изобразительной деятельностью лучше всего начать именно с лепки, а чуть позже начать и рисовать. Также в лепке ребенок легко чувствует форму предмета (ему легче понять, что мячик круглый, это шар именно в лепке, в которой он сам этот шар скатывает, а не плоскостном изображении в рисовании).
Лепка подготовит ручку ребенка к более сложным движениям – владению карандашом и кисточкой в рисовании.
Ранний дошкольный возраст — один из периодов нтенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — владение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка.
Поэтому важно вовремя стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.
Исправить речевые недостатки в старшем возрасте значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Для разработки пальчиков перед лепкой я часто использую следующие приемы, игры и упражнения:
• самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины, крупы, природный материал).