Приложение МААМ

Тестопластика как метод арт-терапии в психолого-педагогической коррекции нарушений в интеллектуальном развитии у детей с ОВЗ (8 фото)

Лариса Александровна Горская
Тестопластика как метод арт-терапии в психолого-педагогической коррекции нарушений в интеллектуальном развитии у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в нашем обществе остро встает вопрос социально-педагогической адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема оказания им целенаправленной профессиональной помощи.

Вольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ВРЦ) принимает на реабилитацию детей с разной патологией в развитии.

Публикация «Тестопластика как метод арт-терапии в психолого-педагогической коррекции нарушений в интеллектуальном развитии у детей с ОВЗ» размещена в разделах

В связи с этим, пребывание ребенка в ВРЦ начинается с обследования уровня его психофизического развития на медико-педагогическом консилиуме, в процессе которого педагоги изучают:

• актуальный уровень развития ребенка;

• потенциальные возможности;

• индивидуальные особенности;

• готовность к сотрудничеству со взрослым.

При прохождении курса реабилитации формируется группа, в состав которой входят дети разного возраста, имеющие различные диагнозы болезней, различную степень выраженности нарушений в развитии.

После изучения анамнестических сведений составляется комплексная программа реабилитации ребёнка – инвалида, рассчитанная на 21 день (курс пребывания в ВРЦ).

По результатам обследования определяется стратегия психолого – педагогической коррекционной работы с ребёнком.

Мощным коррекционно – развивающим средством является арт – терапия.

Арт-терапия – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальным способов решения своих проблем.

Она заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций : зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование).

Вся арт-терапевтическая работа в целом предлагает большой набор различных изобрази-тельных материалов. В нашей статье мы рассмотрим тестопластику как один из ярчайших методов психолого-педагогической коррекции нарушений в интеллектуальном развитии у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Тестопластика – лепка изделий из соленого теста, известна давно. Соленое тесто – экологи-чески чистый сделанный своими руками, безвредный мягкий материал, который не оставляет грязи и приятен для рук. Тесто как материал достаточно дешевый и легкий в освоении, его можно окрашивать в различные цвета. Кроме того, соленое тесто является материалом, который легко контролировать, поэтому неуверенные в себе дети (впрочем, как и взрослые) и просто уставшие, при работе с тестом чувствуют себя спокойнее и увереннее.

Лепка из теста способствует развитию восприятия форм, пространственных представлений, правильной передачи пропорций, развивает память, образное мышление, а также мелкую моторику рук. Она как и другие виды изобразительной деятельности формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, умению находить и понимать прекрасное во всём его многообразии. Также лепка из теста способствует снятию стресса, эмоционально-психического напряжения, помогает формировать позитивную и адекватную самооценку.

Одно из главных отличительных особенностей процесса лепки является задействование обоих полушарий головного мозга ребёнка, благодаря равноправным согласованным действиям двумя руками, что особенно благоприятно для гармоничного развития двух сфер мышления – эмоционально-творческой и рационально-логической. Помимо этого, в процессе лепки, как ни в какой другой деятельности, происходит активация сенсорного развития ребёнка через тактильное восприятие предмета и его фактуры. Следует отметить, что в детстве человек познает мир посредством равноправного использования всех пяти чувств: зрение, слуха, обоняния, осязания, вкуса, и степень успешности этого процесса в высокой степени влияет на сформированность мыслительных процессов взрослого.

Занятие тестопластикой имеет большое значение для обучения и развития детей, так как для ребёнка всегда понятно изображение в объёмном виде, в то время как проекция на плоскости листа требует определённого уровня развития абстрактного мышления. Последнее представляется наиболее сложным для ребёнка с умственной отсталостью.

Структура психики умственно отсталого ребёнка (УО) чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушение познавательной деятельности и личности ребёнка с УО отчётливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях.

У умственно отсталых детей в дошкольном и младшем школьном возрасте изобразительная деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития.

Восприятие отличается недиффериенцированностью. Рассматривая предмет, дети видят его в общих чертах, глобально, не замечая специфических особенностей. Младшие школьники часто не различают близкие по спектру цвета, такие, как красный и оранжевый, синий и фиолетовый. Все объекты, окрашенные в слабо выраженные оттенки цветов (бледно-розовый, бледно-зелёный, бледно-голубой, они считают одинаковыми и называют белыми.

Один из самых трудных моментов – передача пропорций, соотношение частей предметов. Дети воспринимают все предметы по очереди. Не могут выделить главное; сглаживают различия в величине. Используют цвет, который не отражает реальную окраску предмета. Развитие цветовой чувствительности идет медленно. Во многом дефектна и моторно – двигательная сфера умственно отсталых детей. У таких детей существенно страдают волевые про-цессы.

Многолетние исследования учёных (Морозова Н. Г, Катаева А. А, Гаврилушкина О. П, Лубовский В. И, Стребелёва Е. А и др.) доказали, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности, в том числе изобразительная.

Тестопластика дает возможности развивать сохранные функции ребёнка и корректировать нарушения. Это средство умственного, моторного, эмоционально-волевого развития детей с нарушениями в интеллектуальном развитии.

Развитие детей с умственной отсталостью определяется биологическими и социальными факторами.

К числу биологических факторов относятся тяжесть дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Учитывать их необходимо при организации специального психолого-педагогического воздействия.

Социальные факторы – это ближайшее окружение ребё нка: семья, в которой он живёт, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время и, конечно школа.

Особенно большое значение имеет правильно организованное обучение и воспитание, адекватное возможностям ребёнка, опирающееся на зону его ближайшего развития. Именно оно стимулирует продвижение детей в общем развитии.

Любая программа помощи ребёнку может принести пользу лишь тогда, когда она с самого начала основана на тесном сотрудничестве с родителями.

Основные условия эффективного сотрудничества педагога с ребёнком и его родителями – доверительные и искренние отношения.

Наблюдения за деятельностью ребёнка во время занятий, совместные обсуждения с педагогом впечатлений помогают родителям видеть не только возможности ребёнка, но и перспективу его развития.

Работа с родителями строится следующим образом:

• индивидуальные консультации с целью разъяснения конкретных приёмов, мер, помощи ребёнку в обучении лепке с учётом его возможностей;

• обсуждение результатов продвижения ребёнка в условиях педагогического воздействия;

• тематические консультации с привлечением медицинских работников (школа для родителей);

• оформление информационных уголков для родителей.

Необходимо обратить внимание родителей на то, как важно найти стимул, который интересен ребёнку, ту цель, ради которой он будет стараться действовать (подарок для бабушки, дедушки, для выставки и др.)

Ещё очень важное положение – это поощрение, которое ребёнок получает от родителей. Именно родители первые диагносты и учителя.

Итак, проводя целенаправленное коррекционно-развивающее воздействие на детей с нарушениями в интеллектуальном развитии, опираясь на индивидуальные особенности и возможности, диагностические данные каждого ребёнка, благодаря целенаправленным действиям педагога, в тесном сотрудничестве с родителями, прослеживается положительная динамика развития.

Проводя работу с солёным тестом поэтапно, от простых приёмов лепки к более сложным, строя занятия в увлекательной форме, у детей отмечается стойкий интерес к лепке из солёно-го теста, желание научиться, добиться хороших результатов.

Из этого следует, что тестопластика даёт возможности развивать сохранные функции ребёнка и корректировать нарушения. Это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей с ОВЗ. Тестопластику можно и нужно использовать при коррекции психических функций : зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, сенсорного развития. Важно при этом планировать занятия с учётом постепенного усложнения приёмов лепки, расширения тематики и активно привлекать в работу родителей.

В заключение хотелось бы отметить, что дети, регулярно посещающие Вольский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ, отличаются коммуникабельностью, конформностью и в целом положительной динамикой развития по сравнению с детьми, проходящими курс реабилитации от случая к случаю.

Творческие работы наших деток.

Тестопластика как метод арт-терапии в психолого-педагогической коррекции нарушений в интеллектуальном развитии у детей с ОВЗ
Вольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ВРЦ принимает на реабилитацию детей с разной патологией в развитии Публикация Тестопластика как метод арт терапии в психолого педагогической коррекции нарушений в интеллектуальном развитии у детей с ОВЗ размещена в разделах Арт терапия в детском саду Поделки Мастерим с детьми Работа психолога в ДОУ Работа с Особыми детьми Дети с особыми возможностями здоровья ОВЗ Развитие ребенка Материалы для педагогов Темочки Дистанционная педагогическая конференция январь В связи с этим пребывание ребенка в ВРЦ начинается с обследования уровня его При прохождении курса реабилитации формируется группа в состав которой входят дети разного возраста имеющие различные диагнозы болезней различную степень выраженности нарушений в развитии После изучения анамнестических сведений составляется комплексная программа реабилитации ребёнка инвалида рассчитанная на день курс пребывания в ВРЦ
Публикации по теме:

Использование логоритмики в коррекционно-педагогической работе по устранению речевых нарушений у детей Логоритмика представляет собой эффективное дополнение к системе логопедических занятий, поскольку логоритмические упражнения всегда подчинены.

Конспект занятия по коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у детей старшей группы «Уходи, злость» Программные задачи: Воспитывать дружеские отношения между детьми, уметь поддерживать беседу, находить положительные решения в конфликтных.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста». Цель: повышение.

Проект «Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных занятиях»Проект «Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных занятиях» Актуальность Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности. Преодоление.

Конспект занятия по профилактике и коррекции нарушений личностного развития детей с ОНР (старшая группа) Тема: «Снежинка» Цели. Развитие дружеских взаимоотношений, наблюдательности, воображения; формирование адекватной самооценки; коррекция.

Пути повышения эффективности работы по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей в условиях ДОУПути повышения эффективности работы по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей в условиях ДОУ Дошкольное детство – самый благоприятный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам.

Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции 1 слайд Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему.

Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Статья на тему: Использование нетрадиционных форм в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста. В жизни каждой семьи и в жизни воспитателя наступает однажды радостный момент: подросший малыш с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом.

Игры и упражнения по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи В связи с вступлением в силу нового Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» и в соответствии с ФГОС появилась необходимость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тестопластика как метод арт-терапии в психолого-педагогической коррекции нарушений в интеллектуальном развитии у детей с ОВЗ
Опубликовано: 7 января 2017 в 15:02
+90Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тестопластика как метод арт-терапии в психолого-педагогической коррекции нарушений в интеллектуальном развитии у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Александровна Горская (УИ 80035) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 59.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД