Папки-передвижки

Использование логоритмики в коррекционно-педагогической работе по устранению речевых нарушений у детей

НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА НЕЧАЕВА
Использование логоритмики в коррекционно-педагогической работе по устранению речевых нарушений у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Логоритмика представляет собой эффективное дополнение к системе логопедических занятий, поскольку логоритмические упражнения всегда подчинены целям логопедии. Логопедическая ритмика направлена на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач: улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи, развитие чувства ритма посредством формирования слухового внимания. Основополагающий принцип логопедической ритмики - взаимосвязь музыки, движения и речи. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях, так как оказывает влияние на качество исполнения движений : улучшающих их выразительность, ритмичность, чёткость, координация, плавность, слитность, переключаемость. Эмоциональная окрашенность движений музыкой придаёт движениям энергию или мягкость, размах или сдержанность и в то же время содействует их непринуждённости. Метрическая пульсация под музыку, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем, а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма. Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают пространственно-временную ориентировку, т. е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения.

Публикация «Использование логоритмики в коррекционно-педагогической работе по устранению речевых нарушений у детей» размещена в разделах

В основе логоритмической деятельности лежит восприятие – воспроизведение ритма разной модальности (наглядных, двигательных, звуковых, графических). Ритмические структуры вводятся последовательно: от ритма повторности и темповых отличий равнометричного повтора к ритму чередования (в сомой доступной его форме). Формирование представлений о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрывном единстве. В игровой форме дети учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры. Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Каждая деятельность включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т. п.). Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат детей координировать движения со словом. Обучение детей игре на шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо чувства ритма) задач: развитие внимания и памяти, мелкой моторики, координации движений и т. д. Все упражнения проводятся по подражанию.

Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме мини-спектаклей, сказок, игр, создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в образовательном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей. Логоритмическая деятельность включает следующие разделы:

1. Речедвигательные игры и упражнения.

Предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации:

• Дыхательно-артикуляционная гимнастика. Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков.

• Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления умственного напряжения.

Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания.

2. Танцевально-ритмические упражнения.

Являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей:

• Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определённые группы мышц, регулировать мышечный тонус.

• Игроритмика - это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку.

3. Музыцирование.

Это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании.

• Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса.

• Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. Это развивает умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин.

4. Эмоционально-волевой тренинг.

Раздел включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивление, страха, злости, интереса, горя, спокойствия).

5. Художественно-творческая деятельность.

Развитие творческого мышления и воображения. Воспроизведение графических и изобразительных структур ритма.

Таким образом, использование логоритмики в системе логопедической работы будет способствовать эффективному преодолению речевых нарушений, а также физическому и психоэмоциональному развитию в целом.

Литература

1. Гаврина, С. Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать/С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина {и др. }. Ярославль: Академия развития, 1997.

2. Караманенко, Т. Н. Кукольный театр - дошкольникам /Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. - М. : Просвещение, 1982.

3. Лукина, О. И. Притопывать ногами и прищёлкивать перстами/О. И. Лукина// Дошкольное образование. -1999.-№2.

4. Моисеева, Р. Пальчиковые игры и упражнения/Р. Моисеева// Дошкольное воспитание. -1999.-№5.

5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - URL :https://school-collection.edu.ru

Публикации по теме:

Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста .

Использование камешков Марблс в преодолении познавательно-речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,.

Использование Лего Дакта в коррекции речевых нарушений Современное развитие общества и уровень технических средств, способствует разработке и успешному внедрению инновационных технологий в педагогический.

Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений В последние годы увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. А любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально-волевое.

Использование речевых игр в работе с дошкольниками.Использование речевых игр в работе с дошкольниками. Как вы думаете, что изображено на картинке? Это: «Трудолюбивая зебра делает уроки в парке весной» Конечно, вы сразу догадались, что это.

Конспекты занятия по профилактике речевых нарушений у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы Конспекты по профилактике речевых нарушений у детей 4-5 лет В условиях кружковой работы составили: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №66.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей Письменная консультация для родителей Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей. Все родители, чей ребёнок.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Взаимодействие с семьей по проблеме профилактики и коррекции речевых нарушений у детей в дошкольном учреждении В. В. Петрусь Н. Г. Сидорова БДОУ города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 356» Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование логоритмики в коррекционно-педагогической работе по устранению речевых нарушений у детей
Опубликовано: 13 октября 2016 в 08:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование логоритмики в коррекционно-педагогической работе по устранению речевых нарушений у детей» (включая файлы) размещена пользователем НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА НЕЧАЕВА (УИ 117329) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД