Татьяна Петрова
Теоретические подходы к проблеме взаимодействие ДОУ с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Позиция ДОУ в работе с семьей заключается в разработке концепции. Концепция – это система стратегических, философских, организационных, методических и педагогических целей, которые должны реализовываться в разнообразных моделях воспитания родителей.
Публикация «Теоретические подходы к проблеме взаимодействие ДОУ с семьей» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Современная эпоха характеризуется большим разнообразием моделей воспитания родителей. В 80 –е годы в США были разработаны системы воспитания родителей, исходящие из разных идей, принципов и систем ценностей. Эти модели применяются в воспитании родителей в большинстве европейских и скандинавских стран и интерес к ним велик в психолого – педагогической науке в настоящее время.
Рассмотрим их поподробнее.
Адлеровская модель – это модель воспитания подчеркивает равенство между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности. Основоположником этой модели стал психолог Альфред Адлер. Речь в этой модели идет о том, что нужно научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста, при этом подчеркивается, что дети не являются собственностью родителей. В теории личности, разработанной А. Адлером, подчеркивается уникальность личности и творческие свойства человеческого «я». Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». Адлер вывел две основные задачи воспитания родителей:
- помочь родителям понять детей, войти в их образ мышления и научиться разбираться в мотивах и значении их поступков;
- помочь каждому из родителей развивать свои методы воспитания ребенка с целью дальнейшего его развития как личности.
Учебно-теоретическая модель – основана на общей теории бихевиоризма. Основная идея этой модели заключается в привитии родителям, а через них и их детям социальных навыков поведения. Основная идея этой модели в том, что поведение родителей меняется по мере осмысления ими собственного поведения и поведения детей, а такое изменение соответственно отражается и на поведении детей. Одной из целей воспитания по этой модели является подготовка родителей к диагностике поведения ребенка. Основные понятия учебно–теоретической модели :
«социальные навыки поведения». Задачи этой модели реализуются в нескольких направлениях:
- родителей обучают умению наблюдать поведение ребенка;
- их обучают по принципам теории и применению этих принципов в воспитании детей;
- родителей учат создавать определенную оценочную программу для более эффективного формирования или изменения поведения ребенка.
Модель чувственной коммуникации вывел Т. Гордон. В ней говорится, что внимание концентрируется на формировании коммуникационных отношений и навыков общения. В центре ее – передача чувств от человека к человеку. Основу взглядов Т. Гордона по вопросам семейного воспитания составляет теория личности К. Роджерса. Мотивом поведения человека, по его мнению, является лишь потребность самовыражения. Согласно этой модели родители должны усвоить три основные умения:
- активно слушать, т. е. умение слушать, что ребенок хочет сказать родителям;
- довести до сознания ребенка собственные слова;
- использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов.
Т. Гордон считает, что родители должны помогать ребенку самостоятельно справляться со своими проблемами, чтобы постепенно перенести всю ответственность за поиск решений на самого ребенка. По Гордону любая проблема решается родителями совместно с детьми. В воспитании детей задача родителей состоит в том, чтобы не давать готовые рецепты на все случаи жизни, не навязывать своих ценностей и взглядов, поэтому родители не должны требовать от детей неукоснительного исполнения своих наставлений.
Модель основанная на трансакциональном анализе. Трансакциональный анализ – это психологическая теория, касающаяся взаимовлияния и взаимоотношений между людьми, которая рассматривает развитие личности в социальном окружении. Эту модель применяли в воспитании родителей такие ученые, как Д. Джонгвард и Д. Джеймс. Согласно этой теории, человек может ощущать, оценивать действительность и вести себя в различных ситуациях тремя способами: по – детски, по – взрослому и по – родительски. Задачи воспитания в этой модели такие:
- научить членов семьи взаимным компромиссам и умению пользоваться ими в других социальных сферах;
- научить родителей находить общий язык с детьми;
- научить их действовать так, чтобы своим поведением они способствовали развитию здоровой и счастливой личности ребенка.
Модель групповых консультаций. Эта модель была разработана Х. Джинотом. В ее основе лежит стремление научить родителей переориентировать свои установки в зависимости от потребностей ребенка. По мнению Х. Джинота, воспитать здорового ребенка можно лишь тогда, когда родители обладают самосознанием, когда они способны воспринимать ребенка вместе со всеми его чувствами и деяниями, когда они сами являются искренней личностью. Эта модель не основывается ни на какой теории личности. Принципы воспитания родителей в этой модели являются:
- внимательно слушать родителей, которые внимательно слушают своего ребенка;
- не давать созреть «плодам зависти» : избегать таких действий или слов, которые могут оскорбить или вызвать злость.
Задачи воспитания родителей такие:
- утверждение самоуважения родителей;
- эмансипация родителей, пробуждение их желания лучше познать самих себя.
Х. Джинот различал три разные формы воспитания родителей: психотерапия, консультация и инструктаж.
Все представленные выше модели воспитания родителей дополняют друг друга или представляют противоположные взгляды на некоторые принципиальные вопросы семьи и воспитания детей. Общим для всех моделей является то, что они стараются помочь родителям стать лучше.
Все эти модели успешно применяются и в наше время российскими учеными, которые предлагают использовать их в организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
В основе взаимодействия ДОУ с семьёй лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени и в соответствии с возможностями каждого воспитанника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Взаимодействие педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние, взаиморазвитие.