Казакова Маргарита
Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на себя социальную роль, постепенно привыкает к новому социуму и его требованиям. Процесс адаптации нередко проходит болезненно для малышей и их родителей. Задача педагогов – создать необходимые условия для более легкого вхождения малыша в жизнь детского сада.
Публикация «Опыт работы „Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В последнее время снижается активность родителей в подготовке ребенка к посещению им детского сада, взрослые стремятся быстрее выйти на работу или недостаточно осведомлены о проблемах адаптационного периода. В первую очередь от родителей будет зависеть успешность привыкания к детскому саду, поэтому работа с родителями детей раннего возраста должна вестись целенаправленно и систематично.
До поступления в дошкольное учреждение педагоги и руководитель с помощью анкетирования или личных бесед могут выявить предпосылки к тяжелой адаптации. Если малыш плохо спит, кушает, не соблюдает режим дня, целесообразно дать родителям информацию о режиме дня в детском саду, побеседовать о меню. Небольшие памятки или буклеты об основных аспектах адаптационного периода помогут родителям подготовить ребенка к детскому саду эффективнее.
При поступлении детей в группу педагогу важно наладить с ним эмоциональный контакт, создать положительную психологическую обстановку. В этом вопросе вновь должны прийти на помощь родители, ведь они как никто лучше знают его индивидуальные особенности. Чем можно заинтересовать ребенка, во что он любит играть, его любимые и нелюбимые блюда, процесс засыпания – простые вопросы, но для малыша ответы на них помогут создать минимум стрессовых ситуаций. Чем меньше будет меняться в его привычном быте, тем проще ребенку будет привыкнуть. Часто малыши приходят в детский сад с любимой игрушкой или значимой для них вещью.
Не только малышей, но и их родителей необходимо готовить к посещению дошкольного учреждения психологически. Родители должны заранее создать у ребенка радостное чувство ожидания посещения детского сада. Для этого на прогулке можно понаблюдать за детьми играющими на площадке сада, рассказать, как им весело, вызвать интерес к игрушкам. Если есть возможность чаще посещать детские площадки, чтобы ребенок научился азам общения со сверстниками и другими взрослыми. Бесспорно, что дети всегда находящиеся в тесном контакте только с близкими родственниками, будут пугаться большого количества людей. Малышу необходимо не только научиться играть в одном пространстве с другими детьми, но и уметь правильно реагировать на чужие капризы, слезы или радость.
Основным проблемным моментом в процессе адаптации всегда будет то, что ребенку нужно расстаться с близким человеком и остаться с чужим. Родители должны помнить, что отзывы о педагогах и дошкольном учреждении в присутствии ребенка всегда должны быть только положительные. Взрослые переживают за своего малыша, но их постоянное чувство тревоги может
усугубить процесс адаптации. Если родители напряжены, все время переживают, ребенок это почувствует и будет принимать детский сад негативно. Снятию чувства тревоги и беспокойства посодействуют личные беседы, в которых педагоги должны дать как можно более полную информацию о пребывании ребенка в детском саду. Родителей необходимо познакомить с условиями, правилами и порядком нахождения детей в дошкольном учреждении. По возможности можно провести экскурсию, где можно показать предметно-развивающую среду группы, познакомить с другими педагогами детского сада. Не надо забывать интересоваться у родителей жизнью малыша вне стен сада, внимательным и заинтересованным педагогам, взрослым легче доверить своего ребенка.
Если подойти к процессу адаптации с научной точки зрения, то выделяются разные фазы и степени прохождения адаптации, хорошо если педагог владеет достаточными знаниями о них и сможет вовремя скорректировать тяжелое течение адаптации у малыша. В работе с родителями необязательно давать им точные научные термины, достаточно объяснить, что все дети с разным характером, темпераментом, состоянием здоровья и привычками и у каждого процесс привыкания к дошкольному учреждению будет проходить индивидуально. Если одни дети привыкают быстрее, это не значит, что с их малышом что-то не так. Болезненное расставание утром, простудные и вирусные заболевания в период адаптации наблюдаются довольно часто. Порекомендуйте создать дома наиболее комфортную и заботливую атмосферу для малыша или придумать ритуал расставания утром.
Адаптация сложная и многогранная проблема, требующая активной работы всех участников образования. Как пройдет этот процесс сложно предугадать, но в силах взрослых, как педагогов, так и родителей, создать максимально благоприятные условия для прохождения ребенком этого важного этапа, от которого будет зависеть дальнейшее успешное посещение детского сада.