Светлана Завгородняя
Теоретические подходы к изучению взаимоотношений и общения детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребёнка в период раннего возраста, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребёнка этого возраста можно выделить то, что ребёнок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребёнка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев речевым общением.
Публикация «Теоретические подходы к изучению взаимоотношений и общения детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Учитывая эти данные, тема дипломной работы является актуальной.
Цель исследования: изучить особенности развития общения детей в раннем возрасте в дошкольном учреждении.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности общения детей раннего возраста;
2. Выявить особенности взаимоотношений в группе;
3. Провести диагностику общения детей в группе и сравнить ее с теоретическими данными.
Предмет исследования: общения детей раннего возраста в детском дошкольном учреждении.
Объект исследования – психология особенности общения и взаимодействия детей в раннем возрасте.
В данной работе использованы следующие методы: методика «Выбор в действии» и методика «Два дома» (Немовым Р. С).
1. Теоретические подходы к изучению взаимоотношений и общения детей раннего возраста
1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей раннего возраста
Одна из закономерностей развития детей с первых лет жизни - быстрый темп формирования ведущих умений, важных и в данный возрастной период, в зоне ближайшего развития. Это относится как к физическому, так и к нервно-психическому развитию ребёнка.
Ребёнок появляется на свет беспомощным, но каждый месяц жизни дает ему нечто новое. К году он уже самостоятельно ходит, понимает несложные высказывания взрослого, может «говорить» сам (хотя его словарный запас включает всего 8-12 слов, активно знакомится с игрушками и предметами быта, начинает использовать их по назначению.
Темп развития и формирования умений на втором году жизни ребёнка несколько замедляется, что позволяет отмечать его основные достижения по кварталам и полугодиям. При этом интенсивность развития позволяет ребенку демонстрировать собственные немалые успехи.
На втором году ребёнок совершенствует уже освоенные движения и осваивает новые, в том числе элементы основных видов движений.
Он достаточно хорошо понимает речь взрослого, а активный словарный запас составляет уже 200-300 слов: ребёнок по разнообразным поводам может обращаться к взрослым, становиться, по выражению Н. М. Щелованова, «приятным собеседником.
На протяжении всего второго года жизни, особенно его второй половины, благодаря формирующимся способностям к наблюдению и подражанию ребёнок в игре воспроизводит несколько взаимосвязанных действий, овладевает элементами конструирования, подолгу занимается дидактическими игрушками. Повышается уровень его самостоятельности в разных видах самообслуживания. Ребёнок осваивает элементарные способы поведения и обращения к сверстникам. У него возрастает потребность общаться со взрослым по любому поводу.
представлено в программах воспитания и обучения в детском саду. Дети раннего возраста отличаются легкой обучаемостью. При обучении ребёнка главное, чтобы он к трем годам освоил первичную картину окружающего мира, примерное содержание которой
В раннем возрасте эмоциональное состояние детей неустойчиво : они легковозбудимые, чутко улавливают настроение других детей.
Психолог М. И. Лисина и её сотрудники установили, что возникающая ещё в младенчестве потребность во внимании и доброжелательности взрослого не исчезает с возрастом. Ребёнку третьего года так же, как и более маленьким детям, необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов его поддержать и защитить, помочь, что он его ценит и любит.
Психологи А. Г Рузская и Т. В. Ермолова отмечают, что дети начала третьего года жизни стремятся делать то же самое, что в данный момент делает близкий им взрослый, - мыть посуду, подметать пол, сгребать снег или листья.
В отличие от старших детей они не играют в мытье посуды, подметание пола и т. п., а стремятся делать это по-настоящему, используя реальные орудия труда. Однако они в большей степени стараются действовать с предметами, как вы, чем получить тот результат, который нужен взрослому.
Более того, в глубине души дети считают, что это и есть самое главное - размахивать веником, стучать молотком, полоскать чашку в воде. А так как к результату они не стремятся, то без взрослого эти занятия скоро обрываются.
Придя в детский сад, ребёнок сразу же попадает в многочисленное детское общества - самое меньшее это 15 сверстников. Л. Н. Галигузова, длительное время изучавшая общение детей раннего возраста, установила, что на третьем году у ребёнка ещё сохраняется любопытство к сверстнику как к весьма занятному объекту.
Исследованиями было также доказано, что игрушка и ещё в большей степени взрослый гораздо привлекательнее для ребёнка, чем сверстник.
Заняться общим делом детям ещё трудно. Зато они с интересом наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать сверстнику, особенно если тот принимает необычную позу или выполняет необычные движения. Дети охотно танцуют, взявшись за руки, или прыгают, глядя друг на друга и заражаясь весельем товарища.
Двухлетние дети испытывают большой интерес к окружающим предметам и увлечённо «исследуют» их, подвергая различным манипуляциям. При этом дети не только «изучают» сами предметы, но и стремятся овладеть действиями, которые совершают с ними взрослые, увлечённо подражая старшим.
Собственные манипуляции с предметами и подражание взрослым приводит к тому, что у ребёнка возникают мысленные представления, как о предметах, так и действиях с ними. Появляется способность представлять себе отсутствующие в данный момент, но знакомые по прошлому опыту вещи и события.
Благодаря таким мысленным представлениям возникает способность переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует интенсивное развитие в начале данного возрастного периода предметно - манипулятивной игры. Но всё же, на протяжении всего года сохраняется такая особенность, как чрезвычайная привязанность детей к той конкретной ситуации, в которой они находятся и действуют.