Наталья Петровна Дрожина
Программа «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» (часть 7)
▼ Скачать + Заказать документы
«Программа «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении». часть 7
В основе произвольности психической активности лежит формирование произвольной сенсомоторной активности, которая на определенном этапе развития перерастает в произвольную двигательную активность. Как указывают Н. Я. Семаго и М. М. Семаго, эта активность «в буквальном смысле «тянет» развитие и познавательной, и эмоциональной сферы», а в дальнейшем она преобразовывается. В связи с особой важностью развития двигательной активности ребенка педагогу необходимо знание законов развития движений.
Публикация «Программа „Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении“ (часть 7)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Основные законы развития движений:
1. Закон преемственности функций;
2. Закон перекрытия стадий;
3. Закон последовательной дифференциации;
4. Цефало-каудальный закон;
5. Проксимо-дистальный закон;
6. Закон основной оси.
Сущность закона преемственности функций заключается в том, что становление двигательных навыков происходит преемственно и поэтапно. Индивидуальные сроки появления отдельных двигательных новообразований варьируются, а вот последовательность их становления — неизменна.
Согласно закону перекрытия стадий, последовательные стадии в развитии двигательных функций перекрывают друг друга: ребенок осваивает одни из них, совершенствуясь в предыдущих. При заболеваниях наиболее уязвимой становится развивающаяся функция.
Закон последовательной дифференциации указывает на тот факт, что сначала формируется совместное (общее) движение, затем оно осуществляется изолированно. Например, голова ребенка движется вместе с туловищем, затем он поворачивает только голову.
Цефало-каудальный закон определяет последовательность включения различных частей тела в работу : развитие движений идет от головы к рукам, от рук — к туловищу и затем к нижним конечностям.
В соответствии с проксимо-дистальным законом ребенок вначале овладевает движениями ближних (по отношению к средней линии тела) частей тела, а затем дальних. Ближние части тела называют проксимальными, а дальние — дистальными. Например, движения плеч, рук, ног осваиваются и контролируются раньше, чем движения пальцев.
Закон основной оси указывает на тот факт, что движения ребенка совершенствуются в плоскости, параллельной его основной оси (позвоночника, которая может быть как горизонтальной (если ребенок лежит, так и вертикальной.
Законы преемственности функций и перекрытия стадий являются основополагающими не только для формирования двигательной активности, но и для всего психического развития в целом. Нарушения этих законов проявляются в различных вариантах отклоняющегося развития.
Важнейшие показатели здоровья.
- жизненная емкость легких;
- иммунная система;
- аэробная производительность; (связанная с воздухом и кислородом)
- бесперебойное функционирование системы кровеносных сосудов;
- выносливое сердце;
- совершенствование функционирования всех органов;
- формирование осмысленной моторики;
- характер сна;
Признаки духовного здоровья:
1) позитивный взгляд на жизнь и внутреннее равновесие;
2) способность к концентрации;
3) способность обуздывать негативные эмоции;
4) высокий уровень социальной активности;
5) понимание личностей и ситуаций;
6) способность вычленять важнейшее из множества неважного;
7) вегетативную стабилизацию;
8) внимательность и собранность;
9) способность слушать и слышать, смотреть и видеть, выбирать себя и выбирать себе;
10) способность ориентации, которая позволяет человеку занять адекватную позицию в окружающем нас мире.
Критерии и оценка здоровья:
Базовыми критериями физического здоровья являются:
1) состояние сердечно-сосудистой системы;
2) состояние иммунной системы;
3) способность организма усваивать кислород воздуха.
Показатели деятельности этих систем имеют прямое отношение не только к здоровью человека, от них напрямую зависит его жизнь.
К числу основных критериев здоровья принято относить:
1) состояние опорно-двигательного аппарата;
2) состояние нервной системы;
3) состояние пищеварительной и мочеполовой систем.
Критерии психического и социального здоровья не столь определены, как критерии физического здоровья.
Наиболее важным критерием психического здоровья исследователи считают психическое равновесие.
Физическое воспитание
Физическое воспитание традиционно понимается как комплекс мер, направленных на:
своевременное достижение возрастного уровня физического развития детей
развития их двигательных функций;
соответствующий коэффициент двигательного развития физическую подготовленность;
приобщение к традициям и культуре большого спорта;
овладение физической культурой;
высокую степень здоровья, позволяющую достигать физического совершенства.
Вывод: любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.
Критерии психического здоровья:
1)способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков;
2) целеустремленность, работоспособность, активность;
З) полноценность семейной жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
4) критический подход к обстоятельствам жизни;
5) автономию личности, компетентность в отношении окружения, самоактуализацию, уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид);
6) независимость и естественность поведения;
7) чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке;
8) самообладание и способность радоваться.
Критерии социального здоровья:
Критерии социального здоровья попытался определить американский психолог А. Эллис. К ним он отнес:
-интерес к самому себе,
- общественный интерес
-самоконтроль
- гибкость
- принятие неопределенности,
- ориентацию на творческие планы,
- научное мышление,
- ответственность за свои эмоциональные нарушения,
- высокую фрустрационную устойчивость.
Отечественные психологи дополняют этот список такими критериями:
культура потребления,
альтруизм,
эмпатия,
бескорыстие,
демократизм в поведении