Наталья Петровна Дрожина
Программа «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» (часть 4)
▼ Скачать + Заказать документы
«Программа «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении». часть 4.
Профилактика плоскостопия.
Упражнения для профилактики плоскостопия
1. Сидя на стульчике поочередное поднимание носков и пяток 6-8 раз.
2. Сидя. Ноги вместе, согнуты под прямым углом: 1-активно согнуть пальцы, посмотреть насколько уменьшилась длина стопы, 2- вернуться в и. п.
3. и. п. сидя, пальцами «подгребаем песок» (6-8 раз).
4. Сидя; ноги выпрямить и слегка поднять. Повороты и вращения стопы с предельно согнутыми пальцами. (8-10 раз)
Публикация «Программа „Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении“ (часть 4)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
5. «Веселые ножки» Сидя: руки на поясе, 1-выставить ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме, носок смотрит вверх, 2- выпрямить и так другую (4-8)
6. Сидя: катание ногами поочередно мяча, гимнастической палки и др. (10-15 сек) каждой ногой.
7. Сгибание и разгибание ног в коленях с зажатым мячом между стоп (6-8)
8. Сидя захватывать ногами мелкие предметы, приподнимать его и удерживать в этом положении (5-10 сек.)
9. Сидя, активное сгибание и разгибание стоп (10-12 раз)
10. Согнуть левую ногу и поставить на носок за коленом правой ноги и т. д. (6-8 р)
11. Лежа на животе. Повороты голени внутрь и наружу (пронация и супинация)
12. Лежа: 1-согнуть левую ногу, носок активно взять на себя, 2- и. п., 3- другой ногой. (8-10 раз)
13. Стоя на коленях, руки на поясе. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола (15-20 сек.)
14. Стоя. Перекаты с пяток на носки и обратно (8-9 р)
15. Стоя у гимн. стенки. Ходьба на месте, высоко поднимая бедро с «подошвенным сгибанием» стопы (15 сек.)
16. Ходьба с согнутыми пальцами ног (10 сек)
17. «Великаны-карлики» - ходьба в приседе, полуприседе -4 шага в полу,4- в приседе, руки на поясе.
18. Ходьба с прямой постановкой стоп по «узкому коридору», размеченному на полу.
19. Ходьба по ребристой доске.
20. Ходьба приставным шагом в сторону по канату тоже по узкой стороне скамейки.
21. Ходьба по обручу в сторону, с захватыванием пальцами
22. Ходьба крадучись с носка на всю ступню.
23. Перешагивание через мячи, палки, кубики.
24. Прыжки на месте и с небольшим продвижением вперед (бесшумно на носках)
25. Три пружинистых подскока «Воробей», четвертый энергичный подскок – вверх, руки в стороны. (4-6 р)
26. Спрыгивание с невысоких предметов, приземляясь на всю ступню, эластично сгибая ноги в коленях.
Высота для младших-10-15 см
4-5 лет: 20-25 см.
5-7 лет: 30-35 см.
27. Прыжки с доставанием.
28. Балансирование.
29. Захват мелких предметов с последующим броском. (пальцами ног)
30. Ходьба босиком по песку, рельефному грунту, траве.
Происходит сокращение мышц подошвы и приводит к усиленному их развитию, а также укреплению связок и сухожилий стопы.
Время пребывания ребенка босиком сначала составляет 30-40 мин. В день, затем увеличивается. Параллельно проводить закаливание ног обливанием с последующим растиранием их сухим полотенцем контрастным способом.
После занятия, необходимо хорошо расслабить мышцы ног массажем в следующей последовательности:
• растирание пальцев,
• поглаживание и растирание подошвы и тыльной части стопы, пятки, ахиллово сухожилие, голеностопный сустав и, наконец, голень.
Систематическим и последовательным выполнением упражнений, можно не только приостановить, но и исправить плоскостопие.
Упражнения для коррекции плоскостопия.
• Массаж стоп (от пальцев к пятке поглаживание и растирание). Массируются также голени - по направлению от стопы к коленному суставу, (также полезен и при усталости). 2-4 мин.
• «Сборщик» Сидя на полу, ноги полусогнуты в коленях, ребенок собирает пальцами ноги мелкие предметы, разложенные на полу и складывает их в кучку 1-2 мин. Затем другой ногой.
• «Художник». Карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги разные линии, фигуры, придерживая другой ногой лист. 30-40 сек. Затем другой ногой.
• «Гусеница». Ребенок сидит на полу. Колени полусогнуты, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он продвигает пятку вперед. Упражнения выполняются 2-мя ногами одновременно 30-50 сек.
• Ходьба на пятках на внутренней и наружной сторонах по 30-50 сек. На носках.
• Помимо физических упражнений, необходимы ножные ванны (температура воды 36-37) на 1,5-2 мин.
• Немаловажную роль играет сменная обувь, она должна быть легкой и удобной, обувь из синтетических материалов носить не стоит. Они не пропускают воздух. Девочкам носить туфли на каблуке выше 3-х сантиметров можно носить только с 13 лет.
Характеристика основных направлений оздоровительной деятельности :
К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует отнести :
1) организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
2) организацию питания;
З) обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;
4) организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
5) физическое воспитание детей.
6) организация санитарно-эпидемиологического режима
7) создание гигиенических условий жизнедеятельности
8) нормативно-правовые и инструктивные документы
9) организация питания детей в дошкольном учреждении :
а) санитарно-гигиенический компонент организации питания связан с правилами хранения продуктов питания, их приготовлением и выдачей, соблюдением требований к мытью посуды и содержанию пищеблока.
б) нормативный компонент подразумевает выполнение ежемесячных номинальных норм питания в соответствии с инструктивными документами, регламентирующих выход готовой продукции при приготовлении блюд, нормирование порций и доведение норм питания до детей.
в) оздоровительный компонент предусматривает:
дополнительное питание для ослабленных детей
специальную диету для детей с превышением веса, аллергическими, гастроэнтерологическими и прочими заболеваниями, а также при карантинных мероприятиях в связи с инфекциями. Например, при гепатите в связи с длительностью инкубационного периода имеет смысл ввести в данной группе диетическое питание;
использование разрешенных Минздравом России пищевых добавок;
введение в меню в качестве вечернего ужина кисломолочных продуктов, обогащенных бифидобактериями;
приготовление по специальной рецептуре оздоровительных коктейлей (при согласовании с ЦГСЭН) и фитонапитков;
обогащение меню натуральными соками, фруктами, свежей зеленью и овощами.
Вывод: Отличный уход за детьми – это, по существу, главный
компонент оздоровления
Оздоравливающие мероприятия в условиях ДОУ.
1. Своевременное проведение оздоровительных мероприятий с использованием щадящих, немедикаментозных технологий.
2. Реабилитационная работа, основанная на индивидуальном и комплексном подходе включая медицинские и психолого- педагогические, логопедические методы, проводимые обязательно с учетом особенностей состояния здоровья и развития.
3. Созданы благоприятные санитарно-гигиенические условия.
4. Организовано полноценное питание.
5. Пребывание на свежем воздухе.
6. Босохождение.
7. Водные процедуры.
8. Выставка литературы для родителей.
9. Утренняя гимнастика.
10. Гимнастика после сна в постели.
11. Коррегирующая гимнастика.
12. Дыхательная гимнастика.
13. Точечный массаж.
14. Йога.
15. Обширное умывание.
16. Циркулярный душ.
17. Тропа здоровья.
18. Тренажеры.
19. Степ – аэробика.
20. Упражнения для мелкой моторики рук.
21. Мимические разминки.
22. Ароматерапия.
23. Прием сиропа шиповника, фиточая (чередуем)
24. Закаливание по «Рижскому методу».
25. Полоскание полости рта после приема пищи.
26. Уход за зубами перед дневным сном (чистим).
27. Физо на улице и подвижные игры.
28. Ходьба на лыжах.
29. Чтение произведений о гигиене, заучивание потешек, пословиц, чистоговорок, скороговорок, стихов.
30. Работа по звукопроизношению.
31. Работа по коррекции изолированных звуков.
32. Расслабляющая гимнастика перед сном.
33. Релаксация.
Нарушение речи ребенка и их причина.
1. Чтобы речь ребенка развивалась правильно, для этого нужен правильный режим и правильная доступная речь взрослых
2. Взрослые должны с ребенком больше разговаривать, выражать все свои чувства к ребенку - эмоционально. Нельзя «сюсюкать», это может повлиять на речь ребенка отрицательно. Родители должны произносить слова медленно, отчетливо, чтобы ребенок слышал как правильно нужно произносить слова, так как в это время у него начинает обогащаться словарь, он запоминает услышанные слова, а затем произносит сам.
Ребенок, который не может выговаривать какую-то букву избегает ее произносить, он стесняется разговаривать даже со сверстниками.
В конце первого года жизни запас слов в среднем 200-400.
В конце второго года около 1000 слов
К третьему году ребенок уже может замечать дефекты в своей речи,
Если они есть. Слова принимают более точное значение и звучание.
Ребенок любит сказки, потешки и т. д.
Причины: нарушение речи бывает двух видов- органические и функциональные.
- Органические – это такие причины в результате действия которых происходит серьезное нарушение строения анатомо- физиологической структуры
Периферических или центральных участков речевых механизмов в результате различных травм мозга.
- Периферические травмы: зубов, губ, челюстей и врожденные аномалии (ненормальности) : заячья губа, волчья пасть.