Тиканова Мария Анатольевна
Детский сад и семья в едином образовательном пространстве в рамках реализации ФГОС ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад и семья в едином образовательном пространстве в рамках реализации ФГОС ДОУ.
Введение
«Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и родителей – дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
В. А. Сухомлинский
[/b][/i]
Публикация «Детский сад и семья в едином образовательном пространстве в рамках реализации ФГОС ДОУ» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Семья. Все материалы по теме семьи
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Современная семья в ситуации сложной экономической обстановки переживает серьезный кризис, он выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Из-за отсутствия у молодых родителей осознанного отношения к родительству, происходит снижение социальной установки на воспитание, образование детей. Противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка. Все это усиливает эмоциональную напряженность в семье, отрицательно влияет на развитие детей.
Кризисная ситуация конца XX начала XXI веков способствовала разрушению достигнутого уровня дошкольного образования (сокращение сети, низкий охват детей дошкольным образованием, объявление детского сада необязательной ступенью образования).
От того, как будет протекать взаимодействие детского сада с семьей, зависит взросление ребенка: успешное с приобретением нового качества жизни или неуспешное с последствиями для здоровья.
Основной целью взаимодействия является создание единого культурного образовательного пространства СЕМЬЯ - ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Для достижения этой цели необходимо решить задачи:
1. Выработать систему взаимодействия семьи и ДОУ.
2. Разработать механизм, позволяющий выстраивать отношения с родителями воспитанников.
3. Определить критерии результативности этих отношений.
Часть 1. Роль семьи в формировании личности ребёнка.
С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании ребенка. Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. В семье человек пребывает постоянно, изо дня в день, она влияет на все стороны его жизни. Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье должна проходить вся его жизнь. Семья является могучим воспитательным средством.
Каковы же цели и задачи семьи? Ян Амос Каменский рассуждал: «Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости». А в «мудрости» важнейшим является, во-первых, познание действительного мира, во-вторых – «умение осторожно и разумно управлять самим собой». Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка…. Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой. Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются. Школьное обучение потребует от ребенка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость.
Часть 2. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и
семьи.
2.1 Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями.
Не секрет, что успешность воспитательного процесса, в любом учебном заведении, зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.
Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда преподаватели и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.
2.2 Основные направления взаимодействия ДОУ с родителями, формы и методы работы с родителями.
Существуют различные формы взаимодействия педагогов и родителей, и способов организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Кратко охарактеризую наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей. Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни коллектива.
Таким образом, взаимодействия детского сада с семьей строятся на признании главенствующей роли семьи как первого воспитателя ребенка, создание атмосферы доверия, открытости, общения, взаимного уважения и признания сильных сторон и семьи и детского сада.
Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям.
Кроме этого, с целью улучшения воспитательного процесса в учебном заведении, необходимо осуществлять организацию совместных дел родителей и детей.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Формы подразделяются:
• коллективные;
• индивидуальные;
• информационно-аналитические;
• досуговые;
• познавательные;
•наглядно-информационные (информационно-ознакомительные, информационно-просветительские) .
В соответствии с этими принципами и формами можно определить содержание каждого этапа, как обеспечивающее развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, практической, духовной.
Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Семейные увлечения», «Круг семейного чтения».
Формы трудовой деятельности:
- оформление группы,
- благоустройство и озеленение двора,
Формы досуга:
- совместные праздники,
- подготовка концертов, спектаклей,
- соревнования,
- экскурсионные поездки.
Заключение.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Важно отметить, что сотрудничество родителей и педагогического коллектива ДОУ следует рассматривать не с точки зрения его влияния на выработку у ребенка тех или иных навыков поведения, а как процесс взаимного влияния на личность ребенка в целом, предопределяющий ход его последующей социализации. А так как любая социальная среда, в том числе и образовательная, влияет на жизнедеятельность человека и является продуктом его деятельности, следовательно, она поддается целенаправленному формированию.
Сотрудничество воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между воспитателем и родителями.
Вся вышеуказанная работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и воспитателей; устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы.
Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Литература
1. Данилина Т. А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. – М. : Айрис-пресс, 2003.
2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И Мусиенко. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
4. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.
6. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. – М., 1987.
7. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991. Педагогика/ под ред. Пидкасистого П. И. М., 2000. Дубинин С. Н. Семейное воспитание как основной фактор развития личности ребенка. [Текст]/ С. Н. Дубинин //СПО. -2009-№5- с. 29-31. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М. ,1994. Кулик Л. А. Берестов Н. И. Семейное воспитание. М., 1990.