Ольга Рыжова
Система развития речи детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В статье предпринята попытка отразить основные компоненты системы развития и коррекции речи детей в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения.
Сложившаяся в настоящее время практика развития и коррекции речи в дошкольных образовательных учреждениях не всегда позволяет достигнуть достаточной готовности для дальнейшего развития коммуникативной культуры детей. Бессистемный характер процесса развития и коррекции речи в ДОУ, базирующегося на отдельных методиках и не учитывающего индивидуальный языковой потенциал детей, приводит всего лишь к эмпирическим изменениям, не соответствующим реальным показателям коммуникативных (в том числе речевых) возможностей. Решить назревшую проблему возможно по средством реализации целостной концепции проектирования системы развития и коррекции речи в образовательном пространстве ДОУ.
Публикация «Система развития речи детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Технологическое обеспечение направлено на оптимизацию коммуникативных (в том числе речевых) возможностей детей в образовательном пространстве ДОУ.
Формируется потребность детей в коммуникативном (в том числе речевом) поведении в раз личных видах деятельности.
Образующие проектируемую систему развития и коррекции речи детей компоненты – целевой, содержа тельный, деятельностный и результативный – представлены следующим образом.
Целевой компонент. Языковое и коммуникативное (в том числе речевое) развитие в аспекте проектируемой системы и ее концепции – это направленный процесс, где приоритетными оказываются лингвистические ценности. Важным является то, что в результате присвоения ребенком культурного языкового наследия и совершенствования в связи с этим коммуникативного (в том числе речевого) поведения происходит развитие интегративных характеристик личности, и на этой основе достигается новый уровень социальных и индивидуальных проявлений личности в коммуникативных отношениях (разучивание стихов и потешек, инсценировки русских народных сказок, участие в народных календарных праздниках, пополнение словаря детей народных языком).
Содержательный компонент разработан на основе общедидактических и методологических положений. Ведущей тенденцией становится изменение содержания развития и коррекции речи в образовательном процессе ДОУ, его базовой основы за счет понимания роли языковой способности дошкольников, взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов, а также приоритетности того или иного компонента на определенном возрастном этапе дошкольного детства. Развитие языковой способности – основы развития и коррекции речи – модифицирует содержательное ядро речевого процесса.
Развитие языковой способности, на наш взгляд, обеспечивается
– максимальной личностной направленностью проводимых мероприятий (выбор персонажа сказки, умение произносить те или иные звуки, эмпатия);
– ориентацией на формирование мотивации к коммуникативной деятельности, на основе которой развертывается речевая деятельность (конкурс на лучший костюм, конкурс чтецов, фестиваль ораторов);
– предметно практической направленностью процесса воспитания и обучения, позволяющей одновременно формировать языковые, познавательные и коммуникативные ориентировки (создание лаборатории, мастерской по лечению книг, дежурство, состязания в стихах и т. д.);
– формированием чувства языка и опорой на него в речевой деятельности детей (логоритмика, пропевки сложных слов, русские народные заклички и запевки, сочинение сказок);
– проведением собственно речевых и коррекционных мероприятий на основе установления взаимосвязей между фонологическим, семантическим и синтаксическим компонента ми языковой способности (НОД «Трудные слова», НОД «Зачем нужны синонимы», НОД «В царстве волшебных слов»).