Ирина Михайлова
Теоретические основы гендерного подхода в образовательном процессе, их учет в организации РППС.
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование гендерной принадлежности ребенка – важнейшая задача дошкольного детства, актуальность которой возрастает в связи с ослаблением поляризации мужского и женского начала, половых ролей и связанных с ними гендерных стереотипов.
Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек.
В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер.
Публикация «Теоретические основы гендерного подхода в образовательном процессе, их учет в организации Рппс,» размещена в разделах
Социальная стратегия государства предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: в образование, культуру, политику и экономику.
Выполнение требований, обозначенных в ФГОС ДО весьма затруднительно без учета особенностей пола обучающихся, поэтому реализация гендерного подхода облегчит реализацию стандартов нового поколения всех уровней образования, будет способствовать повышению качества образования, соответствовать мировым образовательным стандартам.
В современном обществе искажаются традиционные модели мужского и женского поведения, а эталоны-образцы мужественности и женственности как никогда противоречивы.
Ребенку-дошкольнику порой непросто понять, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина.
Отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. У детей формируются нечеткие или неадекватные полу гендерные установки, психологические качества и модели поведения.
Гендерное образование должно продолжаться всю жизнь.
Это позволит создать эффективно действующую систему гендерного просвещения населения.
Целесообразным будет ввод гендерной составляющей в учебные программы на всех тупенях образования.
Преодоление разобщённости мальчиков и девочек в дошкольном возрасте, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу - одно из важнейших условий реализации гендерного подхода.
Значимость раздельного проведения отдельных видов детской деятельности покказана на слайде в виде диаграммы.
Половое воспитание – это воспитание, основанное на знании физиологических особенностей полового развития ребенка. А так же – это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола.
• Гендер – это социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии.
• Гендер понимается как социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные, и культурные различия между мужским и женским полом.
Термин «пол» делает акцент на биологических особенностях, «гендер» – на социокультурных, которых общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Следующие слайды показывают какие качества присущи мальчикам, а какие боле значимы для девочек.
Социальные институты передают из поколения в поколение сформировавшиеся в культуре представления о том, как следует себя вести мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины.
Закончилась 1 часть выступления, в которой я хотела просто вам напомнить, что такое половое воспитание, что характеризует гендерный подход и кто они мальчики и девочки.
ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
• просвещение родителей по вопросам важности и необходимости гендерного воспитания детей;
• организация развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на самопознание ребенка;
• создание условий для выполнения гендерных ролей детьми, осуществляемых с позиций духовно-нравственного становления личности
Гендерные характеристики детской игрушки.
Разделение труда между мужчиной и женщиной, их разное предназначение в общественной жизни сказалось на различном содержании игрушек для девочек и мальчиков.
Для мальчиков изготавливали такие игрушки, как фигурки воинов, коней.
Шарнирные куклы, прекрасная бронзовая посуда, мебель и др. были занимательными игрушками девочек и служили прекрасным средством воспитания эстетического вкуса.
Гендерную принадлежность игрушки часто содержит в себе ее название или упаковка:
Игрушки для девочек видны сразу. Их упаковка выполнена обычно в розовых или пастельных тонах, на коробке – изображение девочки, а по смыслу они связаны либо с уходом за собой (например, игрушечная косметика, либо с заботой о ребенке (куклы - малышки, либо с домашними делами (игрушечные пылесосы, маленькие кухонные плиты, посуда и т. п.).
Игрушки для мальчиков находятся в ярко раскрашенных коробках с изображением играющего мальчика, бывают часто связаны со строительством (различные конструкторы, кубики) или активной деятельностью (спортивный инвентарь, оружие и т. п.).
В центре внимания и интересов девочки, начиная с раннего возраста, находятся взаимоотношения между людьми, предметы потребления; одежда, утварь. Пространство, представляющее для девочки интерес, невелико, однако оно тщательно, до мелочей проработано, актуально отражено в сознании.
У мальчика пространство, в котором находятся интересующие его объекты, практически не ограничено. Отсюда, в частности, интерес к средствам транспорта (самолеты, пароходы, машины и прочая техника).
Игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. Совсем иначе дело обстоит у мальчиков: игрушки и игры побуждают их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и математических способностей, поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение».
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек, оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дети).