Ольга Болотова
Обобщение опыта работы «Теоретические основы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы
В горький час раздумий наших и тревог
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы как люди плачут
И росу роняют на песок.
Расул Гамзатов
Вслушиваясь в строки этого стихотворения, не хочется думать о том, что наши дети застанут лишь вырубленные леса, загубленные озёра и обмелевшие реки. Человек многие годы считал себя хозяином Земли, используя для своего блага все, что его окружает (леса, горы, реки, недра, животных).
Публикация «Обобщение опыта работы „Теоретические основы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
По утверждению учёных человечество идёт к экологической катастрофе. За последнее время проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды сказалось на ухудшении здоровья всего живого – и растений, и животных, и людей.
Поэтому возникает самая молодая наука «экология», которая имеет большое значение для человечества, сохранения жизни на планете.
Термин «экология» был введён в 1866 году Э. Гекселем и определён как «местообитание». Экология – биологическая наука, изучающая организацию и функционирование над организменных систем: популяций, биоценозов (сообществ, биогеоценозов (экосистем, биосферы. Экология определяется как наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.
Слово «экология» греческого происхождения, что в переводе означает учение (логос) о доме (ойког). Наука экология помогает рассмотреть тончайшие взаимодействия между человеком (человек – это часть природы) и окружающей средой (то, что нас окружает, места, где мы живём, отдыхаем, трудимся).
Остро встал вопрос об иных подходах к подрастающему поколению, детей надо вырастить счастливыми, гармонично развитыми. Они должны осознать то Земля – это наш общий дом, в котором мы живём и другого у нас уже не будет - его надо охранять, беречь, заботится и самое главное любить.
Экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в практическое её разрешение. Для работников образования активная позиция - это непосредственное участие в процессе экологического образования : повышение своей компетентности в новом направлении педагогики и реализации его идей в практике.
Под экологическим образованием подразумевается -
непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной.
Экологическое воспитание - это новое направление педагогики дошкольного детства, которая отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранной деятельностью дошкольных учреждений.
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Экология является основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.
Основная задача педагогов – воспитание у детей экологической культуры, фундамент которой составляют знания и умения, направленные на охрану природы.
Наиболее распространённая причина негативного отношения детей к природе – отсутствие знаний.
Бездумное, а порой жестокое отношение к природе – результат нравственной невоспитанности детей, когда они не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь.
Дошкольнику свойственна подражательность, при которой он заимствует каноны поведения в природе от окружающих его взрослых, и от того, насколько правильно мы ведём себя в природе, таковы знания и представления будут иметь наши воспитанники.
При формировании экологических знаний особое значение имеют возрастные особенности человека. Формирование экологических знаний у дошкольников мы начинаем с формирования экологических представлений, так как у детей этого возраста не сформировано логическое мышление.
Первое экологическое понятие, которое может быть использовано при построении методики, это понятие взаимосвязи живого организма со средой обитания. Оно обусловлено тем, что любой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены его внутренними ресурсами.
Следующее понятие– морфофункциональная приспособленность организма к среде обитания, т. е. оно раскрывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания. Средой обитания является необходимые условия для жизни растений или животного (вода, пища, воздух, температурные условия и др., предметы и материалы, их свойства.
Одним из понятий, с которыми знакомим детей, является экосистема. Экосистема, по определению Н. Ф. Реймерса, является сообщество живых существ и его среда обитания, объединённые в единое целое на основе взаимозависимости причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами. Подчинённым понятием «экосистема» является понятие «цепи питания», которое обозначает пищевую взаимосвязь представителей экосистемы. Через такие цепи в каждом природном сообществе происходит биологический круговорот. Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей в привитии им любви и бережного отношения к природе. Между тем психолого-педагогические исследования последних лет позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления дошкольной педагогики – связать их с исходным понятием экологии. Именно при внесении научного подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и начать формирование начал экологической культуры.
Цель экологического воспитания детей - формирование начал экологической культуры, что позволяет в дальнейшем успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребё нка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина в четырёх сферах деятельности – в природе, рукотворном мире, окружающих людях и в самом себе – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика. Первые восемь лет жизни ребёнка – это период бурного и интенсивного развития, непрерывного совершенствования физических возможностей, психики и становления личности. Ребёнок быстро накапливает жизненный опыт, расширяя круг представлений, и эмоциональность ребёнка становится управляемой. Ребёнок начинает осознанно ориентироваться в окружающем мире, вычленять его ценности.
Задачами экологического образования являются:
• развитие познавательного интереса к миру природы
• формирование системы элементарных научных, экологических знаний, доступных пониманию ребёнком «Не просто сказки» Т. Рыжова.
• формирование умений и навыков наблюдения за явлениями и объектами природы
• развитие чувства эмпатии (сочувствия) к объектам природы
• формирование умений и навыков экологически грамотного и безопасного для самой природы и самого ребёнка поведения.
• Формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни
• Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
• Формирование элементарных умений предвидеть последствия своего воздействия на окружающую среду.
Экологическое воспитание осуществляется методами, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам морфофункциональная приспособленность растений и животных к среде обитания, в зависимости, существующие в природных сообществах, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения.
Критерием сформированности осознанно-правильного отношения к природе, результатом экологической воспитанности является действенная готовность детей участвовать в создании необходимых условий для живых существ находящихся в сфере детской досягаемости. В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные методы:
- наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диафильмов,
- практические (игровой метод, труд, опыты,
- словесные (рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседы).
Наглядные методы.
* Наблюдения - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление, речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребёнка.
* Рассматривание картин, демонстрация диафильмов. К группе наглядных методов относятся рассматривание картин, демонстрация диафильмов. Использование этих методов помогает решать разнообразные задачи: уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие.
Практические методы.
* Игра. Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания.
* Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости.
* Опыты. Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами используют элементарные опыты. Опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.
Словесные методы.
* Рассказ воспитателя. Решая определённые образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учётом опыта, возраста и интереса дошкольников. Восприятие рассказа для детей является сложной умственной деятельностью. Ребёнок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учётом этих требований.
* Беседа. Исходя их дидактических задач выделяют два вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.
* Чтение художественной литературы. В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной, по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. В этом её особенность.
Формы ознакомления с природой.
* Занятия. Дают возможность формировать знания последовательно, с учётом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определённой системе и последовательности развиваются их основные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда детей накапливается личный опыт. Знания дают возможность уточнить и систематизировать их.
* Экскурсии - один из видов занятий по экологии. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
* Работа в повседневной жизни. Наблюдение на занятиях и экскурсиях проводят в тесной связи с другими формами работы в повседневной жизни.
* Прогулки. Здесь воспитатель может ознакомить детей с теми явлениями природы, представление о которых складываются длительное время. Здесь же можно организовать разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями и др. ; у дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулке дети испытывают удовольствие от общения с природой.
* Наблюдение в уголке природы. Работу по экологии в детском саду проводят ежедневно.
Форма организации детей разная. Изредка к труду и наблюдениям привлекают всех
детей, однако чаще труд и наблюдения осуществляют в таких формах, как поручения и
дежурства.
Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у детей познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них к интересу на более высокие ступени. Психологи считают, что интерес в своё м развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворённости. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют муравейники и птичьи гнезда, мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и её охране, не были сформированы экологические представления, нравственные чувства и природоохранные мотивы.
Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу, наблюдения, использование элементов исследовательской работы, изучение загадочных явлений природы, деятельность по оказанию помощи природе, чтение книг и просмотр видеофильмов о природе, проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.
Говоря о специфике методике экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой её является непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и др.) имеет второстепенное значение: его задача расширить и дополнить те впечатления, которые ребёнок получает непосредственного контакта с объектами природы.
Задача воспитателя – углублять и систематизировать представления детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой; расширять знания о природе. Следует подвести детей к пониманию того, что разнообразный растительный и животный мир является необходимым звеном в цепочке биосистемы на земле; дать представление о простейшей пищевой цепи: трава – травоядные – хищник; показать, что почти все пищевые связи в природе начинаются с зелёных растений, роль которых очень велика.
В процессе ознакомления с законами природы нужно формировать в детях ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей действительности; не запрещать действовать, а подвести к пониманию осознанного отношения к природе и умения самостоятельно делать выводы о взаимодействии с ней. Следует показать детям, что живая природа – гениальный конструктор, инженер, технолог, великий зодчий и строитель, непревзойдённый метеоролог. Миллионы лет она отрабатывала и совершенствовала свои творения. Человек должен учиться у природы. Целый ряд понятий по экологии, экологических закономерностей, живой и неживой природы служат научной основой содержания методики экологического воспитания дошкольников.
Вместе с детьми можно оформить предметно-развивающую среду : уголок природы, зелёный участок, экологическая тропа, уголок леса, сада, поля, альпийская горка, оформить экологический паспорт детского сада и малой «Красной книги». В каждом конкретном случае развивающая среда зависит от региональных условий, от месторасположения детского сада и от творческих способностей взрослых и детей. Следует рассказать детям о Красной книге, в которую внесены редкие и исчезающие виды животных и растений, указаны места их обитания, численность и размножение, болезни и необходимые меры охраны. Животные и растения, занесённые в Красную книгу, находятся на грани вымирания, поэтому они охраняются государством.
В экологическом уголке могут находиться: экологические календари, материалы для опытов, экологические цепочки, иллюстративный материал, плакаты об охране природы, выставка интересных находок, природный материал и др. можно создать библиотеку книг о природ, в которой должны быть представлены рассказы И. Соколова-Микитова, М. Пришвина, В. Бианки, Г Скребицкого, Н. Сладкова, К. Ушинского, Б. Житкова и др. писателей. Для рассматривания можно использовать любые книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвящённые природе.
Нужно учить детей видеть состояние растений и животных, находящихся рядом с человеком; проявлять соответствующее отношение в каждом конкретном случае. Экологические представления способствуют развитию эмоциональной сферы ребёнка. Следует расширять и систематизировать представления детей о домашних животных.
В процессе ознакомления с окружающим необходимо знакомить детей с дикими животными и их повадками; учить называть некоторых животных.
Закреплять понятие о том, что человек – часть природы; учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Необходимо формировать у детей умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. Для закрепления знаний детей об «этажах леса» предложить им дидактическую игру «Кто, где живёт», подвести их к пониманию того, что лесные жители могут по-разному реагировать на пребывание и поведение человека в лесу. Таким образом, исходя из анализа литературы, формирование экологических представлений у детей является доступным для восприятия детьми. Экологические представления следует формировать с дошкольного возраста, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
Наиболее деятельное проявление бережного отношения к природе наблюдается в играх, при выполнении трудовых поручений. Детей надо обучать навыкам ухода за растениями, животными. Ежедневный и систематический труд в природе формирует привычку заботиться о живом.
С первых лет жизни ребёнка взрослые словом и делом формируют у него представления о природе как величайшей ценности, развивают понимание её неприкосновенности, воспитывают чувство ответственности по отношению ко всему живому. Чем старше дети, тем в большей степени они могут руководствоваться в своём отношении к природе принципом «Не навреди!». Для этого надо знать особенности и потребности растений, животных.
Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть заботливым хозяином, любящим и понимающим природу во многом зависит от нас, взрослых, участвующих в воспитании.
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для его возраста практическую деятельность.
Первоначальную работу начали с совместной деятельности в уголке природы по уходу за комнатными растениями, рыбками. Поставили задачи: сформировать у детей понимание того, что растения и рыбки – живые существа, за ними нужен постоянный уход; у них есть определённые потребности : для растений – это тепло, вода, питательная почва; для рыб – вода, пища. Воспитание гуманного отношения ко всему живому. Каждое утро осматривали с детьми комнатные растения и выясняли, какое растение нуждается в уходе (полить, прорыхлить землю, убрать сухие листочки, протереть пыль, определяем как чувствуют себя рыбки в аквариуме. Периодически устраиваем для растений «банный день» - моем, протираем листья, опрыскиваем. Сначала к работе привлекаем желающих, а потом присоединяются и другие дети. Когда меняем воду в аквариуме дети с увлечение принимаются за работу : моют растения, ракушки, камни. В практической деятельности у детей формируется самостоятельность, они уверенно выполняют поручения, постепенно у детей накапливается опыт. В заключении сделали вывод: всем стало лучше от того, как все потрудились. Это вселяет в них уверенность и понимание важности заботы о питомцах, прививаются трудовые природоведческие навыки. Наблюдая за растениями в процессе труда, дети знакомятся со строением и их функциями: корнями удерживается в земле, всасывает воду, которая по стеблю идёт к листьям и цветам, плодам. В плодах зреют семена – это новые будущие растения.
В процессе наблюдения за состоянием деревьев и кустарников, появлением и исчезновением травы в тёплое и холодное время года формирует у детей отчётливое представление о зависимости жизни от внешних условий.
На прогулках проводим игры с природоведческим материалом, в них дети непосредственно соприкасаются с природой («Чьи детки?», «Найди такой же», «Угадай дерево», «Когда это бывает»). В таких играх закрепляются знания об окружающей природе, формируются мыслительные процессы, классификация, воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней.
Для формирования осознанного отношения детей к объектам природы проводили опыты :
• Высаживали горох.
• Наблюдение за ростом лука (на свету, в тепле).
• Опыты со снегом и льдом.
• Определяли, что упадёт быстрее – камень или перо. Почему?
• Что утонет – гвоздь или спичка? Почему?
В ходе наблюдений, бесед у детей постепенно накапливается база знаний, совершенствуются умения и навыки; дети могут самостоятельно включать опыты в разнообразную деятельность, игру, труд.
Важным аспектом в системе экологического воспитания в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс.
Большое место уделяю совместной деятельности детей и их родителей :
* провела консультацию по экологической направленности
* участие родителей в походах, совместной игровой деятельности
* участие в спортивных и музыкальных мероприятиях
* совместное озеленение участка
* выставки поделок из природного материала
Такой подход способствует сотрудничеству и эмоциональному сближению детей и родителей.
С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования проводим анкетирование родителей, беседы. Совместно с педагогами детского сада наметили выпуск экологической газеты для родителей «Войди в природу другом», которая будет носить познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Работа с родителями по экологическому воспитанию способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия, помогает создавать наиболее благоприятную обстановку в семье.
Анализируя работу по формированию начал экологической культуры у детей, мы сделали вывод о том, что не напрасно выбрали это направление в своей работе. Дети приходят к пониманию того, что в природе всё взаимосвязано, учатся видеть и понимать красоту окружающей природы. У них накапливается опыт по уходу за животным и растительным миром, бережного отношения ко всему живому.