Казакова Екатерина Николаевна
Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1
▼ Скачать + Заказать документы
Проведение диагностики :
-проводится индивидуально с каждым ребенком
-помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические наблюдения за детьми в различных видах деятельности (свободная деятельность, игровая, творческая, образовательная). Проводятся беседы, анкетирования с воспитателями групп и родителями воспитанников.
Методика эксперимента.
Публикация «Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста, Ч, 1» размещена в разделах
Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
- формирование экологических знаний
- экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Все диагностические задания сгруппированы по разделам:
Содержание
1) Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека
2) Многообразие животных и их связь со средой обитания
3) Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания
4) Взаимодействие человека с природой
Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале, характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой.
Система оценки:
1 балл – представления отсутствуют, иногда ошибочны или отрывочны, ребенок не проявляет стремления к их расширению.
2 балл – представления отсутствуют или очень фрагментарны; получены исключительно из житейского опыта, не системные, ребенок проявляет ситуативное желание пополнить свои знания, иногда задавая ответные вопросы.
3 балла – представления более полные, достаточно систематизированные, основаны на личном опыте и образовательном; ребенок стремится к получению новых знаний, задавая вопросы, выясняя у него справедливость своего мнения, вызывая его на обсуждение некоторых вопросов, высказывание им личного мнения.
1) Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека
I.
Беседа:
О воде:
- Какого цвета вода?
-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?
- Зачем нужна вода?
О песке:
- Чем отличается сухой песок от мокрого?
- Что произойдёт, если наступить на мокрый песок?
- Зачем нужен песок?
О природных явлениях (ветер, дождь, небо) :
- Что происходит с деревьями, когда дует сильный ветер?
- Зачем нужен дождь в природе?
- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?
- Что появляется после дождя на улицах?
- Почему небо иногда кажется белым или серым?
- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?
II
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:
- Какое это время года?
- Как изменяется жизнь животных (называется время года?
- Почему люди так одеты? Чем они занимаются?
2) Многообразие животных и их связь со средой обитания
I
Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.
Материал.
10 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: цветок, животные (птица, насекомое, зверь, рыба, солнце, автомобиль, самолет, река, одежда.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:
- Почему ты думаешь, что это живое?
- Почему ты считаешь, что на этой картинке живой?
- Что ты о нем знаешь? (Что он делает, кушает, как растет)