Ситнова Елена Валерьевна
Теоретические основы дополнительно физкультурного образования детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Публикация в журнале «Перспективы науки и образования»
Тема: Теоретические основы дополнительно физкультурного образования детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Именно в этот период происходит интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Однако на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается тенденция к ухудшению здоровья и физического развития детей. Исследования Н. А. Воробьевой, Л. А. Драговоз, Е. В. Демидовой, Т. А. Ерахтиной, О. В. Казак и других ученых показывают, что достаточно высокий процент дошкольников к концу дошкольного периода имеют различные проблемы, связанные с физическим развитием, двигательной подготовленностью, уровнем состояния здоровья и владением навыками здорового образа жизни, отставая от нормативных показателей. Поэтому изучение проблем детского здоровья приобретает особую актуальность в современных условиях жизнедеятельности ребенка, а физкультурно-оздоровительная работа в дошкольной образовательной организации становится приоритетным направлением физического воспитания и физического образования детей дошкольного возраста. (В. Г. Алямовская, Е. А. Бабенков, Ю. Ф. Змановский, Л. М. Куликов, З. И. Тюмасева, др.). В настоящее время утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяющий основные требования к содержанию Программы дошкольной образовательной организации в развитии личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности: социально-коммуникативной; познавательной; речевой; художественно-эстетической; физической. В рамках нашего исследования необходимо рассмотреть такое направление образовательной работы с детьми как «Физическое развитие», цели и задачи которого связаны с актуальностью решения проблем по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия в взаимодействии всех субъектов дошкольной образовательной организации Рассматриваемая проблематика предполагает научно-теоретический анализ понятия «физкультурное образование» как актуального направления физического воспитания дошкольников. Термин «физкультурное образование» появился к концу ХХ – началу ХХI вв. Первоначально применялся термин «физическое образование», которое ввел П. Ф. Лесгафт в конце ХIХ века как новое направление физического воспитания, призванное усилить понимание развития личности в единой системе общего, физического и умственного образования. Ученым подчеркивалось, что физическое образование подразумевает не только «сознательное усвоение определенных знаний, двигательных умений и навыков, но и формирование у человека мировоззрения, мышления, воли, нравственных, эстетических и других чувств, характера, форм тела, мышечной силы, а также оздоровление организма и обеспечение на этой основе соответствующего развития личности». «Задача общего физического образования, – указывал П. Ф. Лесгафт, – может состоять только в том, чтобы научить молодого человека сознательно действовать и проверять умственную свою деятельность» [5, с. 42; 6, 7]. Идеи П. Ф. Лесгафта о том, что методы анализа, синтеза и сравнения, необходимые при умственном образовании, могут быть успешно применены и в физическом воспитании, дают основания признать их началом основополагающих представлений современной методологии современного физкультурного образования. В исследованиях В. В. Приходько (1991) физкультурное образование рассматривается с точки зрения более высокого уровня освоения физической культуры. И. И. Сулеймановым И. М. физкультурное образование раскрывается как педагогическая составляющая теории физической культуры и определяются его базовые компоненты: «физкультурное воспитание; физкультурное обучение; теория физкультурного образования; цель физкультурного образования; принцип физкультурного образования; содержание физкультурного образования, средства физкультурного образования; метод физкультурного образования; форма организации физкультурного образования; технология физкультурного образования; методика физкультурного образования; результат физкультурного образования и др.» [5, с. 42]. Подобной точки зрения придерживаются также Б. М. Горицкий, А. В. Козин, Е. Ф. Минин, И. И. Тычин И. И., отмечая, что физкультурное образование - это более глубокое освоение достижений физической культуры, чем это принято в физическом воспитании. Таким образом, физкультурное образование – это освоение достижений физической культуры, призванное сформировывать у детей устойчивость мотивов здорового образа жизни и потребность бережного отношения к своему здоровью, своим физическим и психическим качествам, способности творчески использовать разнообразные средства физической культуры. Содержание физкультурного образования направлено на формирование у воспитанников представлений о том, что теоретические знания, двигательные умения и методические навыки, приобретенные в процессе физкультурного образования, не только реализуют потребность в самосовершенствовании биологического способа жизнедеятельности организма через физическое развитие, но и способствуют удовлетворению социально значимых потребностей личности в общении, познании и самоутверждения, формируя нравственные и эстетические черты личности воспитанников. Поэтому физкультурное образование предполагает занятия в области физической подготовленности и теоретической подготовки. Вышеизложенное позволяет сделать важный вывод: ребенок дошкольного возраста должен освоить двигательную деятельность, на основе которой развиваются его психофизические качества, и воспитывается физическая культура: приобрести необходимые знания об основах физической культуры, понимание значения физических упражнений, осознанного отношения к своему здоровью, физическому развитию на основе сформированных знаний и умений. Во многом этому способствуют средства, методы и формы физической культуры, обеспечивающие оптимальный для каждого ребенка уровень физической подготовленности, физического, интеллектуального и духовного развития; а также формирующие популярность занятий физической культурой и спортом. Научно-педагогические публикации в сфере дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что физкультурное образование детей дошкольного возраста выделяется в особую область исследований, поскольку является специализированным и целевым обучающим и воспитывающим процессом в использовании физических упражнений, развивающим двигательные умения и навыки, физические качества ребенка, элементарные здоровьесберегающие компетенции и навыки здорового образа жизни (В. Г. Макаренко, И. Н. Моргун, др.) В данном контексте физкультурное образование дошкольников решает комплекс задач, направленных, прежде всего, на формирование: – ценностно-ориентированных мотивов к занятиям физической культуры и осознанной потребности к активной двигательной деятельности как основы здорового образа жизни; – системы личностных характеристик и физических способностей, которые отражают уровень сформированности основополагающих свойств и качеств личностной культуры и обеспечивающих необходимые двигательные умения и навыки безопасной жизнедеятельности; – системных знаний и представлений в области физической культуры и культуры здоровья, обеспечивающих позитивное отношение детей к занятиям физическими упражнениями; – устойчивости детского организма к различным неблагоприятным факторам окружающей среды с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма. Анализ проблемы физкультурного образования дошкольников убеждает в том, что в современных условиях физкультурное образование детей дошкольного возраста необходимо рассматривать как необходимое условие развития личности ребенка с позиции культуры здоровья и формирования основ здоровьесбережения, здоровьесохранения, др. Основные положения физкультурного образования, сформулированные учеными (Н. А. Карпушко, И. В. Лубышева, В. В. Приходько, др., позволяют определить ведущие принципы современного физкультурного образования для детей дошкольного возраста : – принцип системности и последовательности: рассмотрение процесса физкультурного образования дошкольников как целостной системы, включающей не только содержательно – организационный компонент, но также условия, ресурсы и системную оценку его качества; – принцип природосообразности : построение физкультурно-образовательного процесса с опорой на естественно-научные основы становления и развития личности ребенка; – принцип эргономичности: создание физкультурно-образовательной и безопасной предметной среды, обеспечивающей оптимальные условия осуществления физкультурного образования с целью повышения его качества; – принцип учета сенситивных периодов развития ребенка на разных этапах дошкольного возраста : обеспечивает наиболее благоприятные условия для осуществления физкультурного образования ребенка, поскольку процесс физического развития детей происходит неравномерно и индивидуально; обуславливает ведущую роль игровой деятельности в обеспечении полноценного физического развития детей дошкольного возраста; – принцип взаимодействия ребенка и взрослого: организация совместного познания достижений физической культуры и приобретения двигательного опыта, др. Значимость физкультурного образования в повышении качества подготовки здорового ребенка вызывает особую заинтересованность не только педагогов, но и родителей воспитанников. Это побуждает дошкольные образовательные организации развивать более эффективные механизмы (организационные, образовательные, финансово-экономические, др., обеспечивающие потребности современных родителей в получении эффективных образовательных услуг, в том числе, дополнительных, связанных с воспитанием и образованием здоровой личности ребенка. Данный аспект полностью соответствует требованиям ФГОС ДО, поскольку регулирует отношения в сфере образования между их участниками (родитель, ребенок, педагог). Семья – соучастник образовательного процесса, поэтому образовательная работа по «Физическому развитию» строится с учетом потребностей детей и заказов родителей, удовлетворяя постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности ребенка. Дополнительные образовательные услуги и дополнительные образовательные программы реализуются на договорной основе между дошкольной образовательной организацией и родителями (их законными представителями) и осуществляются по их желанию. Дополнительные услуги, оказываемые дошкольной образовательной организацией отражают требования ФГОС ДО в части формирования вариативной составляющей основной образовательной программы, образуя единое, развивающееся и социально востребованное образовательное пространство [2, 11]. В данном контексте дополнительное образование направлено на создание особых условий развития ребенка посредством внедрения новых гибких (вариативных) форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения социального запроса общества и семьи. В исследованиях Л. Н. Буйловой дополнительное образование раскрывается как «процесс добровольно избранного человеком освоения вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального профессионального, профессионального) образования, направленный на удовлетворение его интересов, склонностей и способностей, содействующий саморазвитию, самообразованию, самореализации и самоопределению человека» [4]. Следовательно, особенностью дополнительного образования, в том числе в рамках предоставления дополнительных образовательных услуг, является особый способ взаимодействия ребенка и педагога, основанный не на оценке результатов, а на возможности обеспечить ребенку успешную индивидуальную траекторию развития, приобретая новый опыт. Рассмотренные положения позволяют сделать важные выводы, связанные с организацией дополнительных образовательных услуг. Во-первых, они в полной мере соответствует личностно-ориентированной модели дошкольного образования. Во-вторых, открывают более широкие возможности для педагогов в выборе вариативных программ, инновационных методов и форм работы, поскольку именно инновационность, как подчеркивается в исследованиях, является сущностной характеристикой дополнительного образования [8, 10].
Публикация «Теоретические основы дополнительно физкультурного образования детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Важно подчеркнуть, что реализация дополнительных образовательных услуг связана с актуальными задачами дошкольного образования по осуществлению государственных гарантий воспитания и образования детей дошкольного возраста, что инициирует такие процессы, как:
- необходимость обновления нормативноправового, управленческого, экономического, организационного, содержательного сопровождения субъектов взаимодействия в сфере оказания дополнительных образовательных услуг, обуславливающие развитие правовой компетентности педагогов [3];
- разработку информационно-рекламной и программно-методической системы дошкольной образовательной организации, основанной на принципах актуальности, открытости, полноты, доступности, достоверности образовательной услуги;
- подготовку педагогических кадров, непрерывное повышение их профессиональной квалификации и компетентности в вопросах анализа, изучения степени востребованности образовательных услуг, их мониторинга и качества, др. ;
- развитие и совершенствование методов, повышающих мотивацию педагогов на достижение высоких результатов в области оказания дополнительных образовательных услуг (материальных, моральных). Социальный заказ определяет целый комплекс задач, которые могут быть реализованы через Программу дополнительных образовательных услуг. Основанием для разработки дополнительной программы является запрос со стороны родителей воспитанников ДОУ на предоставление дополнительных образовательных услуг, на углубление работы по оздоровлению детей, на развитие индивидуальных особенностей и склонностей детей, на полноценное проживание ребенком периода дошкольного детства и как результат – успешную подготовку детей к началу обучения в школе. Достижение современного качества дополнительного образования детей дошкольного возраста предопределяет создание условий, необходимых для максимально комфортного развития личности ребенка и непрерывного обновления его содержания: - комплексный подход к разработке программ дополнительного образования, учитывающий многообразие его направлений и видов деятельности в личностном развитии ребенка и обеспечивающий единство образовательной среды дошкольной образовательной организации; - обязательность экспертной оценки программ дополнительного образования, реализуемых дошкольной образовательной организацией на соответствие современным требованиям дошкольного образования и нормативно-правовым нормативам; др. Физкультурно-оздоровительная деятельность дошкольной образовательной организации, ориентированная на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, усиление образовательного потенциала физической культуры через использование альтернативных методов и приёмов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности, инициируют развитие дополнительного физкультурного образования и форм его организации. Следовательно, физкультурное дополнительное образование можно рассматривать как важный заказ родителей на предоставление дополнительных услуг в области физического развития и формирования физической культуры детей с целью повышения качества физкультурно-оздоровительной работы, сохранения и укрепления здоровья воспитанников [1]. Предоставление дополнительной образовательной услуги по физкультурному образованию детей дошкольного возраста позволит повысить эффективность и качество физкультурно-образовательной деятельности и достигнуть стабильных результатов в состоянии здоровья воспитанников, если этот процесс осуществляется в системе воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы дошкольной образовательной организации, в том числе в области предоставления дополнительных услуг в форме кружковой работы.