МААМ-картинки

Теоретические аспекты формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста

Ольга Ковалева
Теоретические аспекты формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

В настоящее время обострилась экологическая обстановка. Причиной тому не только условия экономического развития, но и невысокий уровень экологического сознания людей. Чтобы остановить стремительно нарастающий экологический кризис, необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать то время в жизни человека, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических представлений. Таким периодом является дошкольный возраст.

Публикация «Теоретические аспекты формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Исследованиям в области экологического воспитания дошкольника уделяли внимание многие ученые: К. Д. Ушинский (влияние природы на формирование личностных качеств ребёнка, В. А. Сухомлинский (природа как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей).

В области экологического образования как особого направления педагогической науки и практики работали А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Н. Ф. Реймерс, И. Т. Суравегина, В. А. Ясвин и др.

Большое значение для исследования и решения общих проблем формирования представлений в дошкольном возрасте имеют работы следующих ученых, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. Н. Поддьякова, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина и др.

Разные аспекты формирования экологических представлений дошкольников отражены в работах С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Л. В. Шинкаревой и др.

В ряде исследований раскрывается содержание экологических представлений, отражающих особенности: растений, как живых существ (В. П. Арсеньевой, П. Г. Саморуковой, И. А. Хайдуровой, Т. В. Христовской и др.); роста и развития животных, особенностей приспособления к условиям окружающей среды (С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева, А. М. Федотова и др.);

представлений о человеке, как биосоциальном существе (А. С. Золотнякова, Л. Г. Нисканен и др.); отдельных аспектов взаимодействия человека с окружающей средой (С. Н. Николаева, Л. И. Понамарева, Н. А. Рыжова и др.)

Обобщая различные точки зрения философов, педагогов и психологов к пониманию сущности категории, «представление», мы сделали вывод, что данное понятие определяется как качественно-своеобразный, чувственно-наглядный, обобщенный образ объективного мира.

Существует множество классификаций представлений. Основаниями для них являются степень обобщенности, происхождение, виды ведущего анализатора и др.

Например, по модальности ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений :

• зрительные

• слуховые

• обонятельные

• вкусовые

• тактильные

• температурные

Н. Н. Поддьяков выделяет два взаимосвязанных пути формирования представлений :

1. формирование представлений в процессе непосредственного восприятия предметов, но без их практического преобразования;

2. формирование представлений в практической преобразующей деятельности самих детей.

Представления о растениях относятся к экологическим. Опираясь на сущностные характеристики понятия «представление», мы сформулировали понятие «экологические представления», определение данного понятия представлено на слайде.

Содержание экологических представлений раскрывается через основное определение экологии как биологической науки – биоэкологию.

Она имеет три раздела: аутэкология, демэкология и синэкология.

Экологические представления детей включают в себя знания о растениях, животных, живой и неживой природе, сезонных изменениях в природе, и т. д. Мы остановились на представлениях о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.

С целью конкретизации содержания представлений о растениях у детей старшего дошкольного возраста мы проанализировали примерные общеобразовательные программы дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы».

В данных программах предусматривается формирование представлений о растениях ближайшего окружения, о потребностях, признаках благоприятного или неблагоприятного их состояния, о разных основаниях их классификации, сходствах между растением и человеком, о неживой природе, как среде обитания растений, о жизни растений в разных климатических условиях, стадиях роста хорошо знакомых растений, ярких изменениях их внешнего вида в процессе роста, о природных сообществах растений, их обитателях, причинах их совместного существования, о комнатных растениях, уходе за ними, способах их размножения, о многообразии родной природы.

Таким образом, мы можем сказать, что в примерных общеобразовательных программах достаточно полно представлено содержание представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста, что дает нам возможность формировать данные представления.

Нами были рассмотрены методы формирования представлений о растениях старшего дошкольного возраста. Мы выделили такие группы методов, как наглядные, практические, словесные и игровые.

К наглядным методам относятся наблюдение, методы иллюстрации и демонстрации, видеометод.

Практические методы включают в себя опыты и экспериментирование, моделирование.

Словесные методы - рассказ воспитателя и рассказы детей, чтение художественной литературы о природе, беседы.

С опорой на изученную психолого-педагогическую литературу, нами были разработаны методические рекомендации по формированию представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, для того чтобы работа по формированию представлений о растениях родного края была эффективной, необходимо:

1) использовать нетрадиционне методы, формы экологического образования детей;

2) использовать интерактивне и мультимедийне средства;

3) вовлекатье детей в различные виды эколого-ориентированной деятельности.

В ходе разработки первой методической рекомендации нами были выделены следующие нетрадиционные методы формирования представлений о растениях родного края у тетей старшего дошкольного возраста : «экологическая лабилизация», «художественная репрезентация природных объектов», «экологическая эмпатия», «экологическая рефлексия», «экологическая забота». Например, метод «художественная репрезентация природных объектов» предполагает активизацию художественных компонентов в представлениях детей о растениях средствами искусства. Знакомство ребенка с понятием «лес» наиболее эффективно с использованием таких приемов, как прослушивание записей с шумом леса, рассмотрение иллюстраций И. Шишкина, И. Левитана и других пейзажистов, чтение стихов поэтов, воспевающих в своих произведениях лес и его обитателей. Вторую методическую рекомендацию мы считаем целесообразным реализовывать через интерактивный наглядный материал, который содержит яркие анимации, иллюстрации, видеофрагменты, фотографии, и игровые интерактивные задания, оформленные в виде красочных, озвучиваемых игр. Реализацию третьей методической рекомендации мы видим в проведении трудовой деятельности в природе, создании проектов и проведении экологических акций.

Публикации по теме:

Карта как средство формирования представлений у дошкольников о природе родного краяКарта как средство формирования представлений у дошкольников о природе родного края В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут.

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки родного края»Дидактическая игра по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки родного края» Цель: развивать интерес к культуре и истории родного края; воспитывать гражданина и патриота своей страны. Задачи: -воспитывать патриотические.

Формирования экологических представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста Актуальность исследования. На современном этапе формирование экологических представлений – одно из главных направлений в преодолении экологической.

Конспект занятия-экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Деревья родного края» Конспект занятия-экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Деревья родного края» Програмное содержание: - учить детей находить.

Проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир живой природы родного края» .

Произведения Н. Н. Носова как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста Колодезная А. А Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Ласточка» Проблема воспитания.

Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» ПРОГУЛКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДОШКОЛЬНИКОВУ каждого из нас с детства остаются щемящие душу.

Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Кириллова Е. Г. В настоящее.

Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Кириллова Е. Г. В настоящее.

Экологический проект: «По страничкам родного края». (Для детей среднего-старшего дошкольного возраста) Проблема: В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические аспекты формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 декабря 2017 в 14:50
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические аспекты формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ковалева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД