Ольга Ковалева
Теоретические аспекты формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время обострилась экологическая обстановка. Причиной тому не только условия экономического развития, но и невысокий уровень экологического сознания людей. Чтобы остановить стремительно нарастающий экологический кризис, необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать то время в жизни человека, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических представлений. Таким периодом является дошкольный возраст.
Публикация «Теоретические аспекты формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Исследованиям в области экологического воспитания дошкольника уделяли внимание многие ученые: К. Д. Ушинский (влияние природы на формирование личностных качеств ребёнка, В. А. Сухомлинский (природа как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей).
В области экологического образования как особого направления педагогической науки и практики работали А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Н. Ф. Реймерс, И. Т. Суравегина, В. А. Ясвин и др.
Большое значение для исследования и решения общих проблем формирования представлений в дошкольном возрасте имеют работы следующих ученых, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. Н. Поддьякова, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина и др.
Разные аспекты формирования экологических представлений дошкольников отражены в работах С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Л. В. Шинкаревой и др.
В ряде исследований раскрывается содержание экологических представлений, отражающих особенности: растений, как живых существ (В. П. Арсеньевой, П. Г. Саморуковой, И. А. Хайдуровой, Т. В. Христовской и др.); роста и развития животных, особенностей приспособления к условиям окружающей среды (С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева, А. М. Федотова и др.);
представлений о человеке, как биосоциальном существе (А. С. Золотнякова, Л. Г. Нисканен и др.); отдельных аспектов взаимодействия человека с окружающей средой (С. Н. Николаева, Л. И. Понамарева, Н. А. Рыжова и др.)
Обобщая различные точки зрения философов, педагогов и психологов к пониманию сущности категории, «представление», мы сделали вывод, что данное понятие определяется как качественно-своеобразный, чувственно-наглядный, обобщенный образ объективного мира.
Существует множество классификаций представлений. Основаниями для них являются степень обобщенности, происхождение, виды ведущего анализатора и др.
Например, по модальности ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений :
• зрительные
• слуховые
• обонятельные
• вкусовые
• тактильные
• температурные
Н. Н. Поддьяков выделяет два взаимосвязанных пути формирования представлений :
1. формирование представлений в процессе непосредственного восприятия предметов, но без их практического преобразования;
2. формирование представлений в практической преобразующей деятельности самих детей.
Представления о растениях относятся к экологическим. Опираясь на сущностные характеристики понятия «представление», мы сформулировали понятие «экологические представления», определение данного понятия представлено на слайде.
Содержание экологических представлений раскрывается через основное определение экологии как биологической науки – биоэкологию.
Она имеет три раздела: аутэкология, демэкология и синэкология.
Экологические представления детей включают в себя знания о растениях, животных, живой и неживой природе, сезонных изменениях в природе, и т. д. Мы остановились на представлениях о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
С целью конкретизации содержания представлений о растениях у детей старшего дошкольного возраста мы проанализировали примерные общеобразовательные программы дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы».
В данных программах предусматривается формирование представлений о растениях ближайшего окружения, о потребностях, признаках благоприятного или неблагоприятного их состояния, о разных основаниях их классификации, сходствах между растением и человеком, о неживой природе, как среде обитания растений, о жизни растений в разных климатических условиях, стадиях роста хорошо знакомых растений, ярких изменениях их внешнего вида в процессе роста, о природных сообществах растений, их обитателях, причинах их совместного существования, о комнатных растениях, уходе за ними, способах их размножения, о многообразии родной природы.
Таким образом, мы можем сказать, что в примерных общеобразовательных программах достаточно полно представлено содержание представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста, что дает нам возможность формировать данные представления.
Нами были рассмотрены методы формирования представлений о растениях старшего дошкольного возраста. Мы выделили такие группы методов, как наглядные, практические, словесные и игровые.
К наглядным методам относятся наблюдение, методы иллюстрации и демонстрации, видеометод.
Практические методы включают в себя опыты и экспериментирование, моделирование.
Словесные методы - рассказ воспитателя и рассказы детей, чтение художественной литературы о природе, беседы.
С опорой на изученную психолого-педагогическую литературу, нами были разработаны методические рекомендации по формированию представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, для того чтобы работа по формированию представлений о растениях родного края была эффективной, необходимо:
1) использовать нетрадиционне методы, формы экологического образования детей;
2) использовать интерактивне и мультимедийне средства;
3) вовлекатье детей в различные виды эколого-ориентированной деятельности.
В ходе разработки первой методической рекомендации нами были выделены следующие нетрадиционные методы формирования представлений о растениях родного края у тетей старшего дошкольного возраста : «экологическая лабилизация», «художественная репрезентация природных объектов», «экологическая эмпатия», «экологическая рефлексия», «экологическая забота». Например, метод «художественная репрезентация природных объектов» предполагает активизацию художественных компонентов в представлениях детей о растениях средствами искусства. Знакомство ребенка с понятием «лес» наиболее эффективно с использованием таких приемов, как прослушивание записей с шумом леса, рассмотрение иллюстраций И. Шишкина, И. Левитана и других пейзажистов, чтение стихов поэтов, воспевающих в своих произведениях лес и его обитателей. Вторую методическую рекомендацию мы считаем целесообразным реализовывать через интерактивный наглядный материал, который содержит яркие анимации, иллюстрации, видеофрагменты, фотографии, и игровые интерактивные задания, оформленные в виде красочных, озвучиваемых игр. Реализацию третьей методической рекомендации мы видим в проведении трудовой деятельности в природе, создании проектов и проведении экологических акций.