мотошкова юлия
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
1. Театрализованные игры в детском саду: их своеобразие и воспита-тельная ценность
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действую-щими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр: они име-ют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопреде-лена текстом произведения.
Публикация «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах
Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интона-ции, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, пони-мать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечат-ления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способ-ность мыслить.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобрази-тельными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекуль-турного развития, на основе которого облегчается понимание художе-ственного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, проис-ходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспита-тельно-образовательной работы. /1/
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художе-ственному изображению литературного произведения не только как «ар-тисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спек-такль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и т. д. /2/
Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству : литературному, драматическому, театральному. До-школьники знакомятся с разными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе ар-тистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творче-ский коллектив.
2. Критерии оценки детских игр и игрушек
Критерии, связанные с безопасностью ребенка, защитой от негатив-ных влияний игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие ребенка применяются, если игрушки:
- провоцируют ребенка на агрессивные действия;
- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры или игрушки
- провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и наси-лием;
- вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетентности;
- провоцируют ребенка на пренебрежительной или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей.
Критерии, связанные с качествами игрушки, направленные на обес-печение развития ребенка:
- полифункциональность, способствующая развитию творчества детей;
- возможность применения игрушки в совместной деятельности;
- дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;
- эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художе-ственных промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овла-деть художественным восприятием, развивать творческие способности. /1/