Светлана Разумий
Теоретические основы работы по теме самообразования «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по теме самообразования «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»
Для воспитания детей нужен не великий
ум, а большое сердце - способность к общению,
признанию равенства душ взрослого и ребенка.
С. Соловейчик
Публикация «Теоретические основы работы по теме самообразования „Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл. Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.
В период социально-экономических преобразований в обществе претерпевают изменения и функции семьи. Ведущей в историческом прошлом являлась экономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные: глава семьи - мужчина - был организатором общего труда, дети рано включались в жизнь взрослых. Экономическая функция всецело определяла воспитательную и репродуктивную функции. В настоящее время экономическая функция семьи не отмерла, но изменилась.
Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Теперь трудно выделить, кто кого "главнее" и в семье. Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи говорят о том, что мужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии, меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена.
Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т. д. Все чаще говорится о возникновении новых нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее деятельности. Подростки порой выполняют непрестижную, неквалифицированную работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок может приближаться к заработку родителей или даже превышать его. Это один из факторов, способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей происходит смещение в системе жизненных ценностей. Подобная тенденция не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению интеллектуального потенциала общества.
Помимо падения рождаемости отмечается и такой негативный факт в институте семьи, как увеличение числа разводов. И как следствие, наблюдаются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей, разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального положения, дисгармония воспроизводства населения.
При нарушении контактов с родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для ребенка распад семьи - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи : ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности, принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2,5-3 лет реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти, внимания, расстройством сна. Развод порождает у ребенка чувство одиночества, ощущение собственной неполноценности. Развод родителей автоматически переводит семью в категорию "нетипичных", то есть неполных, малообеспеченных, проблемных.
"Жизненные сценарии" нетипичных семей похожи. Если ребенок появляется на свет с серьезными отклонениями в развитии или заболеваниями, мать прекращает работать и целиком посвящает себя ему. Дорогие лекарства, визиты к врачу, специфическая техника, одежда, питание - все это стоит немалых денег, тем более, если есть и другие дети, а вся семья существует на заработок отца. В неполных семьях, после развода или смерти супруга, второй (чаще мать) вынужден "тащить" на себе весь дом, "поднимать" свое дитя, заменять ему обоих родителей. В многодетных семьях также кто-либо из родителей жертвует своей работой во имя детей.
Степень и характер влияния на ребенка определяет, прежде всего, личность родителя и ряд отдельных факторов. Важен пол родителя, возраст, особенность характера родителя и его темперамент, культурная принадлежность, религиозность, положение в социуме, профессиональная принадлежность, уровень общей и педагогической культуры.
Каждый родитель не защищен от возможных ошибок, временных неудач и сомнений. Все родители уникальны, как и уникален каждый ребенок. И "отношения c ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы" .
Однако неоспорим тот факт, что родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности самих родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Bедь не случайно, что к родителям, и особенно к маме, каждый из нас мысленно обращается в самую тяжелую минуту. Чувства, характеризующие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, которые отличаются от других эмоциональных связей. Специфика чувств, которые возникают между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей крайне необходима для поддержания эмоционального фона и самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви является жизненно необходимой потребностью малыша. Любовь абсолютно каждого ребенка к родителям безусловна и безгранична. И если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления ребенка родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. "Pодительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья "].
В связи с вышесказанным, становится ясно, почему основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в любви и заботе о нем. У ребенка никогда и не при каких обстоятельствах не должно возникать сомнений в том, что родители его любят.
Но многие родители считают, что проявление любви к ребенку может привести к эгоизму, себялюбию и избалованности. Это утверждение следует категорически отвергнуть. Именно при недостатке любви эти нежелательные черты как раз и возникают. Когда создается некий эмоциональный дефицит и ребенок начисто лишен прочного фундамента родительской привязанности. Проявление любви и заботы к ребенку никак не зависит от времени, уделяемом родителями, и от места воспитания ребенка - дома или в детском саду. Так же это не висит и от материального положения родителей. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели.
Крайне важным аспектом является глубокий и постоянный психологический контакт с ребенком. Это своего рода стандартное требование к воспитанию, которое рекомендуется всем родителям. Ведь контакт жизненно необходим в воспитании ребенка любого возраста. Именно теплый эмоциональный контакт дает детям возможность полностью прочувствовать и осознать родительскую любовь и теплоту, заботу и привязанность. Основой для сохранения контакта родителя и ребенка служит искренняя заинтересованность жизнью ребенка, любопытство к его детским проблемам. Родитель должен с неподдельным интересом наблюдать, какие изменения и метаморфозы происходят в сознании и душе его ребенка. Конечно, варианты этого контакта широко варьируются, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Но все равно, нужно задуматься над общими закономерностями этого контакта между родителем и ребенком. Ведь даже с младенцем нужно уметь построить контакт - оный не возникнет просто так. Эмоциональный контакт-это вариант некого диалога, своеобразного взаимодействия ребенка и родителя друг с другом.
Чтобы диалог установился, нужно стремиться к общим целям, двигаться в общем направлении. Но речь идет не о бесприкословном совпадении оценок и взглядов. Часто точка зрения детей и взрослых различна, что вполне логично при различиях опыта. Но важен сам факт совместного направления к разрешению возникшей проблемы. Ребенок всегда должен понимать, почему родитель придерживается той или иной точки зрения, чем руководствуется в общении с ним. C самых ранних лет ребенок должен быть участником в семеной жизни, ее творцом, а не предметом воспитательных действий. Именно тогда и возникает подлинный диалог, а не привычное единогласие воспитания. Главная характеристика диалогичного воспитывающего общения проявляется в том, что устанавливается позиция равенства между ребенком и родителем. Но достичь этого в повседневной семейной жизни довольно трудно. Как правило, взрослый принимает позицию "над" ребенком. Bедь взрослый наделен силой и независимостью, а ребенок слаб, неопытен и полностью зависит от взрослого. Вопреки своей доминирующей позиции, родителям необходимо стремиться к установлению равенства. Родитель должен научиться принимать активную роль ребенка в процессе его воспитания.
"Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания. Родители могут стать властителями души своего ребенка лишь в той мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях, собственном совершенствовании".
Интересен тот факт, что при равенстве позиций в диалоге, дети сами оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей. Родители, находясь под влиянием общения с собственными чадами, изменяются в своих психических качествах, их внутренний мир заметно перестраивается.
По этому поводу, обращаясь к родителям, Я. K орчак писал: «Наивно мнение, что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя детей, родитель, зрелый, сформированный, неизменный, не поддается воспитывающему влиянию среды, окружения и детей».
Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства».
Кроме диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно крайне важное правило. Родителям необходимо принимать ребенка. Это значит, что родителям нужно признать права ребенка на индивидуальность, непохожесть на других, в том числе и на самих родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человечка, со всеми свойственными ему качествами. Родителям следует отказаться от негативной оценки личности ребенка и его характерных качеств. Любое негативное высказывание, какой бы ситуацией оно не было бы вызвано, разрушает уверенность ребенка в том, что его любят и ценят. Наносится непоправимый вред эмоциональному контакту родителя и ребенка. Родителям следует разработать для себя правила, в рамках которых они не будут негативно оценивать своего ребенка. Стоит научиться правильно подвергать критике ошибочный или необдуманный поступок ребенка. В любом случае, ребенок должен быть уверен в любви своей семьи не зависимо от своих достижений. Ведь формула истинной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть».
Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима. Отсюда необходимость творческого союза родителей и воспитателей. Вместе развиваем мы у ребенка ум, характер, его взгляды на окружающий мир, от нас зависит, насколько его жизнь будет наполнена посильным полезным трудом и добрыми поступками.
Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.
Семья является тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал младшего школьника. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми. Противоречием сказанному, как ни выглядело бы это, выступают результаты нашего исследования, в котором можно проследить и отрицательные моменты, в данном случае результаты диагностики, наглядно показывающие неосознанность некоторых родителей в выполнении своих наставнических функций, неполное соблюдение всего спектра обязанностей, имеющих место, роль в воспитании и право на их осуществление совместно с детьми.
Дружеское взаимодействие, взаимовлияние, оказание своевременной помощи своему ребёнку, устранение всё более и более возникающих в наше время проблем, семейный поиск путей и способов в реализации всего этого будет действующим ресурсом в воспитании ребёнка.
Всё это наталкивает нас на то, что роль семьи и есть главный компонент, без которого не возможны движение вперёд, процесс сдвига по восходящей линии, в структурной составляющей воспитания младшего школьника. Мы можем утверждать, что процесс воспитания ребёнка данного возраста не будет происходить без этой категории.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.
Таким образом, семья - это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития, социальный институт, сопровождающий ребёнка повсеместно, исключая в этом случае гиперопёку; микроколлектив, благодаря которому младший школьник дальше воспитывает в себе, в том числе и родители, различные качества (особенности характера, силу воли, выдержку, умение сотрудничать с окружающими людьми). Итак, семья выступает важнейшим кислородом в воспитании ребёнка, её роль значима, неотделима и незаменима.
Список литературы
1. Климова - Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. – Минск: Педагогика, 2001.
2. Захарова, Л. Дитя в очереди за лаской, М., 1999.
3. Кэмпбел Р. Как на самом деле любить детей. Не только любовь, М:1992
4. Нечаева А. М. Брак. Семья. Закон, М., 1999
5. Спок Б. Ребенок и уход за ним, Л. : "Машиностроение",1998.
6. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов. – М. : Академия, 2004.
7. Орлов А. А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учебно-метод. пос. - М. : Академия, 2004.
8. Роботова А. С. Введение в педагогическую деятельность. – М. : Академия, 2004.
9. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М. : Просвещение, 1993.
10. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи, М:1976
11. Сидорова, А. Н. Микроклимат семьи – основа духовно-нравственного развития личности ребенка. - Комсомольск-на-Амуре: Издательство АмГПГУ, 2009.
12. Титоренко В. Нравственное воспитание в семье// Культура семейных отношений. – М., 1985.
13. Чепикова Л. В. Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании нравственной культуры у детей 6-7 лет. – Смоленск, 2003.
14. Власова Т. И. Воспитание духовности личности. – Ростов н/Д. – 2000.