Мехдиева Шахназ
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста»
Тема: «Методические рекомендации для родителей о создании дома условий для разных видов игр ребенка»
ВЫПОЛНИЛА Мехдиева Шахназ Арзуман кызы
Введение
Игровая деятельность очень важна для детей раннего дошкольного возраста. Для раннего дошкольного возраста детей характерны следующие изменения. В сфере развития общения со взрослым- взрослый удовлетворяет потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии, поощряя ребенка к активной речи. В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками- взрослый наблюдает за спонтанно складывающимся взаимодействием детей между собой в различных игровых и/или повседневных ситуациях; в случае возникающих между детьми конфликтов не спешит вмешиваться; обращает внимание детей на чувства, которые появляются у них в процессе социального взаимодействия; утешает детей в случае обиды и обращает внимание на то, что определенные действия могут вызывать обиду. В сфере социального и эмоционального развития - взрослый грамотно проводит адаптацию ребенка к организации, учитывая привязанность детей к близким, привлекает родителей (законных представителей) или родных для участия и содействия в период адаптации. В сфере ознакомления с окружающим миром- взрослый знакомит детей с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий; помогает освоить действия с игрушками-орудиями (совочком, лопаткой и пр.). Игровая деятельность очень значима для раннего дошкольного возраста, потому что имена она помогает этим изменениям планомерно и естественно войти в жизнь детей.
Публикация «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
Анализ оснащенности детских игровых уголков в дошкольной образовательной организации.
Принципы Педагогические факты
Насыщенность В группе 4 тематических уголка с разной тематикой
Трансформируемость
Каждый уголок можно трансформировать под различные темы игр
Полифункциональность
+
Вариативность
+
Доступность
Все уголки доступны для игр детей
Безопасность
+
Создавая предметно-развивающую среду для детей, все пространство в группе разделено на определенные зоны или центры. В связи с этим можно выделить следующие центры:
• Центр материалов;
• Учебный центр;
• Физкультурно-оздоровительный центр;
• Музыкальный центр.
Центр материалов содержит природные материалы: песок, вода, камешки, ракушки. Также этот центр можно дополнить сыпучими продуктами: мука, манка, бобы, горох, рис – для игры в столовую в больнице.
Учебный центр. Здесь уже организована «мастерская» и «Лаборатория». Лабораторию можно использовать для выполнения анализов.
Центр искусства. Здесь находится выставка работ детей по ИЗО и лепке, рядом выставка репродукций картин русских художников Левитана, И. И. Шишкина, Поленова. Также центр можно дополнить работами ребят по теме проекта «Больница».
Физкультурно-оздоровительный центр. В нише располагаются мячи разных размеров, мячики массажные, детская баскетбольная корзина, мишени, обручи, массажные и ребристые коврики, гимнастические палки, кольцебросы, кегли, тренажеры, скакалки, нетрадиционное оборудование. Также можно добавить в этот уголок инструмент Су-Джок, и другие принадлежности для лечебной физкультуры при игре в больницу.
Музыкальный центр. В шкафу на открытых полках находятся музыкальные инструменты. Также в этом центре можно использовать релаксирующие записи при лечении больных.
Конспект игровой деятельности (средняя группа)
5-6 лет- возраст
Ф. И. О. воспитателя
Название игры- Форма
Цель: развивать зрительное восприятие формы фигур;
формировать умение различать и правильно называть некоторые
геометрические фигуры;
сравнивать их по величине;
закреплять знания цветов.
Игровое оборудование : различные формы из пластилина разных цветов
№ п/п Структура игровой деятельности Содержание деятельности воспитателя и формулировка заданий
1 Предварительная работа
Изготовление различных форм из пластилина
2 Индивидуальная работа Помощь каждому при необходимости
3 Ход игры (тактика игрового взаимодействия с детьми) :
а) начало игры (как подведете детей к началу игры,
б) распределение ролей,
в) знакомство с игровыми правилами
г) игровые проблемные ситуации для развития игры,
Тук-тук-молоточком, (стучать кулачками)
Мы построим птичкам дом (складывать ладошки домиком)
Тук-тук-молоточком (повторить)
Поселяйтесь, птички в нем.
- Птичка, помоги нам – с чего начать?
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.
Это – зяблик, это – стриж,
Это – развеселый чиж.
Ну а это – злой орлан.
Птички-птички, по домам! (ДЕСЯТЬ ПТИЧЕК – СТАЙКА (И. ТОКМАКОВА)
- Надо набрать разных веточек и палочек и из них строить гнездо для каждой птички.
- Хорошо. А мы будем лепить из пластилина.
Дидактическая игра «форма» из подготовленных из пластилина форм дети находят –кружки, квадратики, овалы, треугольники. Затем задание – какой формы не стало, воспитатель убирает одну из форм и дети ищут какую.
4 Завершение игры.
Переход к занятию лепка.
Вывод: Игровая деятельность всегда вызывает интерес у детей различных возрастов. Детям нравится играть разные роли, пробовать новое. А в данной игре дети играют группами, выполняли роли птичек, что вызвало много различных эмоций у всех участников игры. У детей была возможность самостоятельно выбрать птичек в свою стайку, т. е. совместить роль с дружескими предпочтениями. Дети всегда, и данная игра не исключение, очень ярко реагируют на творческую основу игры. Роль птички – необычная роль для малышей средней группы. Дети задавали много вопросов : Как высоко они летают? Как далеко? Как долго? Какого цвета разные виды птиц? И другие. Таким образом, игровая деятельность имела и познавательный результат в данном случае.
Методические рекомендации для родителей о создании дома условий для разных игр ребенка.
Автор – Чекмасова О.
Заключение
Все дети разные: кто очень подвижен, кто малоподвижен, а кто и гиперактивен. Но играть любят все без исключения. Очень важно, чтобы родители могли организовать правильные условия для проведения игр дома. Игра вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем. А различные ситуации, возникающие в игре, учат детей правильному поведению и представлению об окружающей действительности. И, если правильно подобрать игру для вашего ребенка, то самый гиперактивный сможет успокоиться и заинтересоваться ходом игры, малоактивный ребенок начнет быстрее бегать, соображать. И самое главное, что в игре есть свои правила и требования. Дети учатся подчиняться общим требованиям. Правила игры они воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. Организуя правильную среду для проведения игр дома, родители помогают ребенку взрослеть, контролировать себя. А когда ребенок умеет контролировать свое поведение, ему будет легче жить в обществе.
Литература
1. Игры малой подвижности, но большой сообразительности. О. Чекмасова //Игры и дети. №7-8/2016.
2. Интернет- источник www.it-n.ru – «Сеть творческих учителей»
3. Н. Микляева. Модель развития социального интеллекта дошкольников// Дошкольное воспитание. №12/ 2016.
4. Н. Павлова Веселые игры для новогоднего праздника// Игры и дети. №7-8/2016.