Наталья Константинова
Экологический проект: «По страничкам родного края». (Для детей среднего-старшего дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема:
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.
Актуальность:
Публикация «Экологический проект: „По страничкам родного края“, (Для детей среднего-старшего дошкольного возраста)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наш край - Урал - удивительно красивый. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов.
Цель проекта:
- Формирование у детей знаний о природе и животном мире родного края, воспитание осознанно – бережного отношения к ней.
Основные задачи проекта:
1. Систематизировать знания об окружающем мире: обогатить представления детей о значении леса в природе и жизни человека, о разнообразии растительного и животного мира родного края.
2. Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
3. Способствовать развитию у детей потребности видеть и понимать прекрасное в природе, в природоохранной деятельности.
4. Расширить знания о правилах поведения в лесу. Вызвать желание осознанно выполнять их, понимать последствия «хорошего» и «плохого» отношения к природе.
6. Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов и произведений о природе, через практическую деятельность.
7. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
8. Развивать партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания дошкольников.
9. Развивать наблюдательность, умение делать самостоятельные открытия.
Учить фиксировать наблюдения с помощью рисунков.
Тип проекта:
• по количеству участников: групповой;
• по содержанию и формам работы: информационный, практико-ориентированнный;
• по срокам реализации: долгосрочный (июнь-октябрь)
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
- Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды. Определение цели.
-Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
Основной этап
-Проведение комплекса мероприятий.
-Взаимодействие с родителями.
Заключительный этап
- Игра «Путешествие по страницам родного края».
Основными направлениями работы являются:
• Познавательно-исследовательское.
• Продуктивно-творческое.
Предполагаемые результаты:
- Сформируются элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
- Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней.
- У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
- Сформируются представления о природе Родного края.
- Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
- Сформируется представление детей о явлениях природы в разное время года.
- Сформируется желания изучать природу и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
- Накопится детьми эмоционально позитивный опыт общения с природой.
- Пополнится активный словарь детей, умение последовательно излагать.
- Получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.
- У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
- Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика и др.
- Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям насекомые.
- Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению.
- У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных насекомых.
- У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
- К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
- Дети расширят знания о деревьях и кустарниках, повысится уровень нравственно-эстетической воспитанности.
- Дети получат знания о диких животных лесов родного края: узнавать по описанию; составлять описательные рассказы о животных, используя опорную схему; знать, среду обитания; поисково-исследовательские умения (умения находить необходимую информацию, осознание приносимой пользы диких животных.
- В нашем городе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны.
- Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях. Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма. И человек может помочь перезимовать птахам строя кормушки. Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края.
Подготовительный этап:
Отобрано и подготовлено следующее методическое обеспечение:
- Экологическое воспитание в детском саду О. А. Соломенникова.
- Ребенок и окружающий мир О. В. Дыбина.
- «Зеленая тропинка» А. А. Плешаков.
- Экологическое воспитание дошкольников С. Н. Николаева.
- Познаю мир Т. И. Гризик.
- Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Зенина Т. Н.
- «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Н. В. Коломина
- «Игровые экологические занятия с детьми» Л. П. Молодцова
- «Живая душа природы» Петрова Н. А.
- «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ Н. А. Рыжова
- «Прогулки в природу» М. Н. Дедулевич
- «Уроки Пегасика» или путешествие по литературной стране Южного Урала.
- Терри Дженнингс. Живая природа. Звери, птицы, животные и растения вокруг нас.
- Интернет ресурсы: фото, слайды, презентации, аудио и видеозаписи.
Основной этап:
План реализации проекта:
Первая страничка:
«ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?» (июнь)
-дидактические игры: «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»
- Прогулка «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»
- Эксперименты, опыты, наблюдения (картотека).
- Прослушивание аудиозаписей «Звуки природы»
- Консультация для родителей «Учите детей любить природу»
- «Мы друзья природы» НОД
- Рассматривание иллюстраций природы «Таганая», окрестностей города Златоуста.
- Просмотр видео фильма «Таганий. Все чудеса Урала»
- Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»
- Спортивное развлечение «Деревцо».
- Развивающее упражнение «Лабиринт»
- Чтение рассказов: Виталий Бианки «Лесные домишки», «Лесная газета», М. М. Пришвин «Времена года»
- «Правила поведения в лесу» НОД
- Выставка рисунков «Природа вокруг нас» (совместная работа детей и родителей).
Итог месяца:
оформление первой странички книги «Что такое природа» (фотографии, рисунки)
Вторая страничка:
«Деревья и кустарники рядом с нами» (июль).
- Экскурсия-беседа «Деревья и кустарники на участке детского сада».
- Беседа на тему «Деревья нашего края».
- НОД «Хвойные деревья наших лесов».
- Целевая прогулка «Наблюдение за рябиной».
- Беседа о пользе деревьев.
- Разгадывание загадок.
- Развлечение «Русская березка».
- Рассматривание иллюстраций, картин из серии «Природа вокруг нас».
- Чтение художественной литературы: А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую»; С. Есенин «Белая берёза»; И. Соколов – Микитов «В лесу» - рассказ; стихи С. Есенина, А. Прокофьева.
- Д/игры «С чьей ветки детки?» «От какого дерева лист?» «Чьи плоды?»
- Настольная игра «Как зовут тебя деревце?».
- Словесная игра «Назови ласково», «Назови одним словом».
- Коллективная работа «С какого дерева листок?» (Рисование + аппликация).
- Создание коллекции гербария.
- Фото-выстовка «Красота рядом».
Итог месяца:
оформление второй странички книги: «Деревья и кустарники рядом с нами» (фотографии «Красота рядом», работа «С какого дерева листок?»).
Третья страничка:
«Насекомые вокруг нас» (август).
- НОД «Какую пользу приносят насекомые?»
- Беседа-рассказ «Где живут насекомые».
- НОД «Наши соседи – насекомые».
- Просмотр мультфильма «Путешествие муравья», «Под грибом».
- Просмотр презентации «Насекомые нашего края».
- Просмотр развивающего видео «Что делают муравьи».
- Чтение: Волкова Татьяна Адамовна «Сказка про насекомых» К. И. Чуковский «Муха Цокотуха», В. В. Бианки «Зелёный пруд» Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про – козявочку» Э. Емельянова «Расскажите детям о насекомых».
- Наблюдения на прогулочном участке (картотека).
- Прослушивание аудиозаписей В. Пелевин «Жизнь насекомых», Н. Римского-Корсакова «Полёт Шмеля»,
- Разгадывание загадок.
-Разучивание стихов про насекомых.
- Раскраски «Бабочки».
- Под. игры «Жуки», «Мухи в паутине», «Пчёлы».
- Разучивание скороговорок.
- Игры на развитие движений и моторики «Мотылёк», «Муха», Насекомые», «Гусеница»
- Дидактические игры «Угадай кого не стало?», «Забавная шкатулка», «Кто бежит (летит и прыгает?»
- Упражнение «Скажи одним словом», «Скажи ласково».
- Создание стенда «Берегите насекомых» (работа с родителями).
- Фоторепортаж «Удачный кадр».
- Занятие-игра «Путешествие к друзьям насекомым»
- Коллективная работа «На лугу» (коллаж).
Итог месяца:
оформление третей странички книги «Насекомые вокруг нас» (коллективная работа «На лугу», фото «Удачный кадр»).
Четвёртая страничка:
«Звери нашего леса» (сентябрь).
- Беседа «Кто живёт в лесу».
- Просмотр фильма «Как живут дикие звери в лесу - осенью»
- Загадки о лесных жителях.
- Рассказ-беседа «Чем питаются звери в лесу», «У кого какое жилище».
- НОД «В гостях у зверей».
- Составление описательных рассказов по схемам.
- Познавательная игра «Хотим все знать», «Идём по следу».
- Чтение художественной литературы: А. Прокопьев «Белка»;
«Сказка про храброго Зайца – длинные уши», С. Козлов;
«Приключение Мишки – Ушастика» И. Янчарский;
Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу»; В. Бианки «Холодно в лесу, холодно»; «Волчишко» Е. Чарушин
- Дидактические игры: «Кто где живет?»; «У кого какое жилище?»; «Чья мама?»; «Угадай, кто я?»; «Помоги животным подготовиться к зиме»; «Собери картинку»; «Какой еж соберет грибы, а какой яблоки»; Лабиринт «Чей дом?»; «Четвертый лишний».
- Подвижные игры: «Птицы и лиса»; «Зарядка зверей»; «Лиса в курятнике»;
«Волк и зайцы»; «Слепой медведь»; «Серый волк»; «Белый зайка»; «Медведи и пчелы»; «Ежик и мыши».
- Рассматривание энциклопедий, наглядно-иллюстративного материала:
«Животный мир Земли». Учебник для малышей В. Степанов; «Животный мир России». Учебник для малышей В. Степанов; «Медведи и их родственники». Б. Стоунхауз; «Волчья стая». Жизнь леса. Твоя первая энциклопедия. «Лесные убежища». Иллюстрация. «Гиганты леса». Иллюстрация. «Медвежья семья». Иллюстрация. «Лисица и ее семья». Иллюстрация. «Большая книга животных». Энциклопедия.
- Коллективная работа «Дикие животные нашего леса» (коллаж).
- «Лес» (рисование).
-«Вместе учим и читаем» (подборка стихов, загадок, книг о лесных животных в родительском уголке).
Итог месяца:
оформление четвёртой странички «Звери нашего леса» (коллаж, рисунки детей).
Пятая страничка:
«Перелётные и зимующие птицы нашего края» (октябрь).
- Беседа «Зачем кормят птиц зимой», «Берегите птиц».
- Беседа «А знаете ли вы, какие птицы живут рядом с нами?»
- Просмотр слайдов «Как летят птицы»
- Прослушивание аудио записи «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка», «Голоса птиц».
- НОД «Птицы нашего края».
- Дидактические игры «Улетает - не улетает», «Запомни и назови», «Кто, где зимует?», «Кто здесь лишний?», «Покормим птиц».
- Настольно печатные игры «Кто, где живет?», лото «Птицы».
- Подвижные игры «Ворон», «Совушка – сова», «Ворон и кот», «Займи домик», «Птицы в гнёздах».
- Пальчиковая гимнастика «Птицы».
- Рисование птиц, выполнение оригами.
- Конкурс кормушек «Покормите птиц зимой» (фото-отчёт).
- Чтение художественной литературы: Т. Кочиев «Ласточкины гнёзда», М. Горький «Воробьишко», Н. Томилина «Про усатых и хвостатых».
- Фоторепортаж «Птицы нашего края» (совместная работа родители + дети)
Итог месяца:
оформление пятой странички книги «Зимующие и перелётные птицы нашего края» (рисунки детей, фото-отчёт конкурса кормушек, фоторепортаж «Птицы нашего края»).
Заключительный этап:
- Оформление книги «По страничкам родного края».
- Игра «Путешествие по страничкам родного края».