Попова Мария
Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию логического мышления
Подготовила воспитатель высшей категории Попова Мария Сергеевна г. Владимир МБДОУ ЦРР №24
Развитие логического мышления в старшей группе детского сада
Абстрактно-логическое мышление начинает формироваться на шестом году жизни ребёнка. В этом возрасте детям всё меньше нужно опираться на наглядность, чтобы представить что-то или выполнить задание логического содержания. Одним из главных инструментов познания становится речь, слово. Дети учатся оперировать словами. Когда старшего дошкольника спрашивают «Что больше, пять или три?», он не представляет пять яблок и три, прикладывая мысленно их друг к другу, а просто вспоминает, что пять больше трёх, то есть слово «пять» обозначает группу с большим количеством любых предметов, чем слово «три».
Публикация «Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию логического мышления» размещена в разделах
Мышление старших дошкольников также называют словесно-логическим.
Это не означает, что детям шестого-седьмого года жизни при выполнении логических операций наглядность не нужна совсем. Занимаясь с ними, педагог использует игрушки, раздаточный объёмный (мелкие игрушки, геометрические тела) и плоский материал (картинки, схемы, карточки с заданиями). Но зачастую в роли наглядности выступают абстрактные, не передающие свойств предметов заменители: счётные палочки, фишки, геометрические фигуры. Например, во время прочтения воспитателем стихотворения: «В дверь вошёл Серёжа, а потом Алёша, а потом Маринка, а за ней Иринка, а потом вошёл Кондрат. Сколько стало всех ребят?» дети выкладывают по одной счётной палочке, когда называют имя ребёнка, а в итоге подсчитывают их все и отвечают на вопрос загадки.
Задачи развития логических способностей детей старшего возраста пополняются новыми :
• Развивать знаково-символическую мыслительную деятельность (дети работают меньше с натуральными изображениями предметов, больше с их символическими изображениями, схемами, знаками, в том числе цифрами).
• Совершенствовать умения:
o сравнивать, классифицировать, строить предположения и доказывать их;
o систематизировать предметы по 2–3 признакам, совершать сериации 10 и более предметов, разница между которыми незначительна;
o вести анализ объекта или явления при минимальной помощи педагога;
o отслеживать закономерности, прогнозировать результат своей деятельности.
• Обучать порядковому и количественному счёту в пределах 10, составу числа до 5.
• Формировать экологически грамотное поведение на основе понимания взаимосвязей в природе, её самоценности и неповторимости.
• Учить анализировать структуру конструкции, воспроизводить её в разных вариантах.
Как и раньше, в работе с детьми педагог использует практические методы развития логики, но теперь в них возрастает роль самостоятельности детей. Старшие дошкольники обследуют предложенные предметы (например, геометрические тела, сравнивают их по величине, цвету, определяют характерные свойства, получая от педагога не готовую информацию о предметах, а лишь наводящие вопросы.
Разнообразнее становится экспериментальная и опытная деятельность старших дошкольников, они могут устраивать долгосрочные опыты, наблюдая за их ходом и развитием, занося данные отдельных этапов опыта в календарь наблюдений. Просматривая календарь, дети поясняют, как логически взаимосвязаны этапы опыта, что было вначале и что получили в конце. Выгонка лука на перо, «пробуждение» веток деревьев зимой могут стать отличным стимулом для логического развития ребёнка, если он будет не просто наблюдать за явлениями, а делать умозаключения на основе изменений. Краткосрочный опыт: как и с каким звуком падают на асфальт камень и пёрышко, — также даст ребятам много пользы для умственного развития, повод для размышлений.
Практические приё мы неразрывно связаны со словесными: получив определённый результат действий, ребёнок должен объяснить, почему получилось именно так, какие причины вызвали результат. Стимулируют мыслительную деятельность задания типа «докажи», «поясни». С детьми старшего дошкольного возраста можно вступать в игровой спор, побуждая их высказывать своё мнение и отстаивать его правоту, опираясь на усвоенные ранее знания. В старшем дошкольном возрасте ребёнка также учат выполнять операцию «отрицание», используя частицу «не» : если кукла Маша не в синем платье, значит, Машей зовут куклу в красном платье и т. д.
Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию логического мышления
2017-2018 учебный год.
Дата
Тематика
Программное содержание
Виды деятельности
Используемая литература
Ок-тябрь
«Волшебные палочки»
Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества полочек, пользуясь приемом пристрое-ния к одной фигуре, взятой за основу, другой. Видеть и показывать при этом новую, полученную в результате составления фигуру. Развивать умение обдумывать практические действия. Воспитывать самостоятельность, быстроту реакции.
^ Головоломки с палочками
«Составь 2 треугольника из 5 палочек», «Как составить 2 квадрата из 7 палочек? и др.
Задачи на смекалку
«Помоги Незнайке составить домик из 6 палочек»
«Научи Чебурашку переложить 5 палочек так, чтобы из вазы получился телевизор»
З. А. Михайло-ва «Игровые заниматель-ные задачи для дошколь-ников»
Но-
ябрь
«Загадки Кота Леопольда»
Учить детей осуществлять последовательные умственные действия; анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.
Развивать логическое мышление, сообразительность.
«Умственная гимнастика»
Упражнение «Только одно свойство»
Логические задачи и упражнения
«Какая из фигур лишняя и почему?», «Найди два одинаковых», «Что поставить в пустую клетку?»
Лабиринты
«Найди дорогу к спрятанному кладу»
«Путешествие в страну «Математика»»
Де-
кабрь
«В гостях у Бима и Бома»
Учить детей находить признаки и отличия одной группы фигур или предметов от другой. Упражнять в последовательном анализе, выделении и обобщении признаков, свойственных каждой из групп. Воспитывать интерес к решению задач.
^ Дидактические игры
«Чем отличаются картинки веселых человечков», «Найди один признак», «Подумай и скажи».
Математический вечер
З. А. Михайло-ва «Игровые заниматель-ные задачи для дошколь-ников»
Ян-
варь
«Головоломки
из картона»
Упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры и фигу-ры-силуэты из имеющихся фигур по образцу и замыслу. Учить анализировать способ расположения частей, планировать ход действий. Развивать у детей мыслительную деятельность, пространственные представления, воображение, творчество и инициативу.
^ Игры головоломки
«Танграмм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра»
Упражнения «Составь фигурку зайца», «Сложи лошадку», «Придумай и составь фигуру рыцаря»
З. А. Михайло-ва «Игровые заниматель-ные задачи для дошколь-ников»
Фев-
раль
«Чудесные кубики»
Упражнять детей в складывании объемных фигур по образцами по собственному замыслу. Развивать образное мышление, пространственные представления, способность комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную фигуру.
^ Дидактические игры
«Уголки», «Куб-хамелеон», «Кубики для всех»
Упражнения: «Собери змея», «Наш самолет», «Авианосец», «Сложи узор», «Сложи квадрат»
Март
Конкурс
смекалистых
«Торопись, да не ошибись»
Продолжать упражнять детей в состав-лении фигур из определенного количе-ства палочек. Развивать логическое мышление, сообразительность, смекал-ку, находчивость, активность. Создавать положительное, эмоциональное состояние и интерес к предстоящей деятельности.
^ Игры сосчетными палочками
«Составь флажок», «Как из корабля сложить танк?»
Игра на внимание
«Лягушка-попрыгушка»
Дидактическая игра
«Какой предмет лишний?»
Логические задачи
«Вычеркни лишнюю фигуру», «Дорисуй!», «Продолжи ряд»
Задачи-шутки: «Загадайте-отгадаем»
Логический концовки «Если. ,то.»
Е. В. Сербина
«Математика
для малышей»
Ап-
рель
Математический вечер
«Путешествие в страну Чудес»
Развивать умение воспринимать позна-вательные задачи, находить для них способы решения. Воспитывать у детей способность к исследовательскому и творческому поиску. Развивать интерес к математике.
Лабиринт: «Найди дорогу к домику»
Настольная игра: «Собери картинку Буратино»
Упражнение «Составь из игры «Колумбуво яйцо» старую, мудрую черепаху».
Дидактическая игра «Не промочи ноги»
Занимательные вопросы: «Быстро сложи и ответ скажи»
Т. И. Ерофеева
«Математика
для дошколь-ников»