Наталья Апанович
Тематический контроль «Формирование социокультурных и этноэкологических представлений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический контроль
«Формирование социокультурных и этноэкологических представлений у детей
дошкольного возраста»
Цель: анализ деятельности учреждения по развитию социокультурных и этноэкологических представлений у детей дошкольного возраста.
Сроки: с 09.04.16 по 20.04.16.
Ответственные:
заведующий МДОУ д/с № 156 Колесова Л. В. ,
ст. воспитатель Апанович Н. С
Воспитатели: Маковская Л. Г.
Малых Е. В.
План проведения тематической проверки
Вопросы
контроля Методы
Публикация «Тематический контроль „Формирование социокультурных и этноэкологических представлений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
контроля Цель контроля Сроки
прове-
дения Ответственный
1. Знания,
умения,
навыки
детей Наблюдения за деятельностью детей в процессе организации работы по этноэкологическому и социокультурному развитию.
Карта наблюдений
Анализ детских работ (продуктивная деятельность)
09.011 – 12.011.
Педагоги
Ст. воспитатель
2. Плани-
рование
работы Анализ планов
Учебно-воспитательной работы
Выявить наличие системы в работе по развитию социокультурных и этноэкологических представлений у детей дошкольного возраста Взаимосвязь с другими видами деятельности и специалистами.
Организация индивидуальных форм работы с детьми.
13.11-18.11 Педагоги
Ст. воспитатель
3. Знания,
умения,
навыки
воспита-
телей Наблюдение за организацией работы воспитателя в течение дня.
Просмотр открытых занятий педагогов
Анкетирование Оценка профессиональных умений воспитателя. Методы, приемы, формы работы, используемые воспитателем.
Анализ деятельности педагогов, обмен опытом.
09.11 -20.11
16.011 -20.11 Ст. воспитатель
Заведующая
4. Создание
условий
Изучение и анализ предметно-
пространственной среды групп и детского сада
Методическая литература и пособия.
Наличие и разнообразие материала, его эстетичность, целесообразность размещения.
Анализ оборудования центров по этноэкологическому и социокультурному развитию. 18.11 – 20.11 Педагоги
Ст. воспитатель
Заведующая
5. Работа
с родите
лями Изучение и анализ
1)Работа в уголках для родителей
2) планирование работы с родителями Оценка системы работы с родителями:
Взаимодействие д/с и семьи по проблеме
Формы работы.
Анкетирование 17.11– 20.11 Педагоги
Ст. воспитатель
Аналитическая справка
По итогам тематического контроля по формированию социокультурных и этноэкологических представлений у детей дошкольного возраста.
Цель: Анализ деятельности учреждения по формированию социокультурных и этноэкологических представлений у детей дошкольного возраста.
1. Оценка сформированности у детей интереса к социокультурным и этноэкологическим представлениям через беседы на поставленные темы и наблюдения за деятельностью детей в процессе организации работы по социокультурному и этноэкологическому воспитанию.
2. Планирование работы
Планирование работы осуществляется с учетом рекомендаций ИРО, в соответствии с ФГОС, по циклограмме, в соответствии с возрастом. В планах отражается совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая, индивидуальная) с учетом интеграции образовательных областей, организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (организация деятельности детей в центрах активности, во всех помещениях группы, взаимодействие с родителями социальными партнерами (театрами, художественной школой, общеобразовательной школой, библиотекой).
В ДОУ разработаны рекомендации по планированию, составлены карты контроля.
Общие замечания по планам:
• При планировании игры в утренний отрезок времени не указываются оборудование, ход игры, цель.
• При планировании индивидуальной работы не всегда указывается с кем и над чем, была проведена работа, на каком материале.
• Не указывается номер комплекса утренней гимнастики.
• При планировании сюжетно-ролевых игр нет подготовительной работы (беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, картин и т. д.).
• Виды работы с родителями недостаточно разнообразны. Родители не привлекаются к участию в воспитательном процессе и в работу по основной теме перспективного планирования.
• Не соблюдены рекомендации по структуре плана (отсутствует титульный лист, список детей по подгруппам, задачи по освоению всех образовательных областей, перспективный тематический план).
• Нет перспективного планирования.
• При планировании непосредственно образовательной деятельности не указывается вид деятельности, ее цель и краткое содержание.
• Не планируются целевые прогулки.
• Не планируются итоговые мероприятия.
• Планирование не соответствует циклограмме
• Не включается региональный компонент
3. Оценка создания условий : в группе, в метод. кабинете, в ДОУ.
В ДОУ имеется мини-музей «Русская изба», выставочно-экспозиционный макет «На завалинке». В коридорах ДОУ оформлены стенды с фотографиями достопримечательностей города.
Организация пространственной предметно-развивающей среды в группах отвечает концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования.
Во всех группах имеется методический материал по социокультурному и этноэкологическому воспитанию, подобраны игры и составлены картотеки подвижных игр Прибайкалья. А также изготовлен нестандартный игровой и дидактический материал: книги – самоделки, плакаты, макеты природы и города, фотоколлажи, портфолио семьи.
Во всех возрастных группах, по всем видам деятельности, центры развития пополнены социокультурным и этноэкологическим материалом.
На достаточном уровне находится наполняемость центров развития в группах № 2,6,11,12,13
Наполняемость центров развития в группах № 1,8,9,10,14 находится на среднем уровне.
На низком уровне наполняемость центров развития - в группах № 3,4,5,7.
Воспитателям всех возрастных групп необходимо : пополнить центры активности атрибутами для подвижных и спортивных игр народов Прибайкалья, народными костюмами, природным материалом, макетами на тему «Природа родного края», куклами изображающих представителей разных народов, игрушками – забавами народов Иркутской области, декорациями, атрибутами и элементами ряжения, музыкальными инструментами народов Иркутской области, сказками, стихами и потешками, портретами писателей и известными людьми Иркутской области, произведениями народного и декаративно – прикладного искусства народов Прибайкалья, репродукциями картин и иллюстраций на тему: «Моя улица», «Мой дом», «Мой детский сад», «Мой край»., аудио и видео материалами о Иркутске и Иркутской области.
(карты контроля и оценки содержания ППРС по социокультурному и этноэкологическому развитию прилагаются)
Презентация с подробным описанием ППРС во всех возрастных группах прилагается.
4. Планирование работы с детьми.
Планы учебно-воспитательной работы соответствуют эстетическим требованиям, в них отражены общие вопросы: имеется список детей, сетка занятий. Имеются перспективные планы на год и месяц.
Планирование осуществляется в соответствии с циклограммой и перспективными планами.
В планах недостаточно отражено обучение и воспитание по социокультурному и этноэкологическому развитию. Недостаточное планирование игр народов Прибайкалья, театрализованных игр и игр драматизаций по данной теме, не прослеживается работа над проектами по теме социокультурное и этноэкологическое развитие детей дошкольного возраста. Проводится работа с родителями, но в планах это не отражается.
Проведена выставка детского творчества по теме «Моя семья - мое богатство».
Старшими воспитателями, музыкальным работником и воспитателями всех возрастных групп проведен осенний конкурс чтецов по произведениям поэтов Иркутской области. В котором отличились воспитанники групп № 1,2,4,5,6,11,12,14.
5. Работа с родителями.
Проведено анкетирование родителей на тему «Знаете ли Вы свой край?» с целью выявления необходимости краеведческого воспитания с дошкольного детства, которое показало следующие результаты:
Всего опрошенных 133 – 100%
1. Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства?
118 (89%) – да; 6(4%) – нет; 9(7%) – затруднились ответить.
2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру?
78 (59%) – да; 55(41%) – нет.
3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного поселка, края?
Рассказы, поездки, экскурсии, прогулки по городу, по историческим местам, беседы, легенды, походы в театр, музей, чтение книг, детских энциклопедий, журналов, интернет, путешествуем.
4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить
123(92%) – да; 10(8%) – нет.
5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края
Ранний возраст – 26;
Как только родился, с рождения – 9;
3 года – 34
4 года – 14
5 лет – 19
6 лет – 18
Школьный возраст – 11
С любого возраста – 2
6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?
38 – да; 95 – нет.
7. Назовите известные источники, на ваш взгляд, которые можно использовать при ознакомлении детей с родным поселком и его историей?
17 – дали ответ; 116 – не знаю.
8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?
Читать про родной край, вести беседы, часто посещать достопримечательности, водить детей в музеи, выставки, экскурсии, рассказывать о родном крае, совместные прогулки по городу.
На групповых родительских собраниях воспитателями были проведены беседы, тематические игры и мастер-классы на тему «Значение краеведческого подхода в воспитании детей дошкольного возраста».
В уголках для родителей были оформлены разнообразные консультации по краеведению, папки-ширмы «Что такое генеология, герб и флаг семьи». Родители были привлечены к оформлению семейных портфолио «Иркутск – моя малая Родина», к изготовлению макетов зданий и достопримечательностей нашего города, к созданию книжек – самоделок, плакатов. Консультации, памятки и другие методические материалы оформлены аккуратно, все материалы набраны на компьютере.
6. Выводы:
По результатам обследования условий в группе. На ни низком уровне находится работа в группах № 3,4,5,7.
Педагогам групп не хватает опыта работы, недостаточная наполняемость предметно-пространственной развивающей среды, снижает возможности организации и проведения обучения по социокультурному и этноэкологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
На среднем уровне осуществляется работа в группах № № 1,8,9,10,14.
Недостаточно проведена работа по обогащению центров активности материалами социокультурного и этноэкологического характера во всех возрастных группах.
По результатам наблюдений и бесед с детьми были сделаны следующие выводы: Анализ детской самостоятельной деятельности показал, что воспитанники групп № 1,2,5,9,10,11,12,13,14 проявляют интерес к краеведению. Имеют первоначальные представления о родном городе, крае, достопримечательностях, элементарные представления о флоре и фауне Прибайкалья.
В рамках сотрудничества с семьями воспитанников педагоги используют разнообразие применения форм сотрудничества с родителями и их эффективность. Планируются проведение консультаций, родительских собраний, оформляется наглядная агитация, проводится анкетирование семей. Родители привлекаются к совместной деятельности по наполняемости групп материалами по краеведению. Недостаточно активно внедряются нетрадиционны формы взаимодействия (Деловые игры, мастер-классы, конференции, клубы, совместные занятия с родителями, день открытых дверей).
7. Рекомендации:
В целях улучшения работы учреждения по формированию социокультурных и этноэкологических представлений у детей дошкольного возраста рекомендую :
-Старшему воспитателю усилить контроль за организацией занятий и режимных моментов по данной теме. – Потапова Е. Ю, Апанович Н. С. - в течении года
-Устранить замечания выявленные в ходе проверки документации групп - воспитатели групп, до 25 декабря.
-Рекомендовать воспитателям без опыта работы для индивидуального изучения методическую литературу «Иркутская летопись 1941–1991 гг». Ю. П. Колмакова, «Похабовы» Слободчиков, О. В.,
Посещение открытых занятий, мастер классов молодыми педагогами: Щербаковой Ю. Л., Кондратенко С. П., Гончарук Е. Д., Савиновой Н. Г., Быцко О. Л. для повышения своего педагогического опыта и умений. - в течении года, воспитатели групп, старший воспитатель Апанович Н. С, Потапова Е. Ю.
- Педагогам всех возрастных групп пополнить и разнообразить материалы в центрах активности по социокультурномк и этноэкологическому воспитанию - воспитатели, до 25.12.2014.
-Улучшить качество работы с родителями, вести наглядную, информационную агитацию по вопросам формирования у детей дошкольного возраста социокультурного и этноэкологического развития на родительских собраниях, в уголках для родителей- воспитатели групп, в течении года.
-Отражать в планах содержание, методы и приемы работы при проведении занятий, режимных моментов и самостоятельную деятельность детей.