Наташа Яковлева
Формирование представлений о частях суток у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим большое значение имеет формирование элементарных математических представлений в детском саду.
Публикация «Формирование представлений о частях суток у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.
Актуальность данной темы можно обосновать тем, что детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность. Они необходимы ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения, которых формируется на основе личного опыта, поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий.
В основу исследования опыта работы положена гипотеза, согласно которой: если в ходе реализации работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста элементарных математических представлений систематически проводить образовательную деятельность по ознакомлению с частями суток и временами года, то это повышает уровень усвоения временных понятий.
Методы исследования:
Теоретические - анализ, синтез и общение
Эмпирические – Наблюдение, диагностические методики, разработка системы образовательной деятельности. Особенности восприятия времени детьми среднего дошкольного возраста.
Основными задачами по выработке временных представлений в среднем дошкольном возрасте являются :
Формирование первичной практической ориентировки во времени;
Формирование чувства времени;
Ознакомление с отдельными «временными» эталонами;
Формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени (объективность, текучесть, периодичность, одномерность)
Выделяются средства, обеспечивающие обучение детей ориентировке во времени:
1)накопление социального опыта в различных видах деятельности;
2)художественные средства (картины, фотографии, худ. литература);
3)общественные и природные явления окружающей действительности;
4)различные модели времени.
У детей формируется понимание и правильное употребление слов, которые указывают на длительность и временные отношения (долго, скоро, сейчас, потом, раньше, слов, которые обозначают порядок протекания явлений и действий во времени (было, есть, будут). Используются любые удобные случаи в режимных моментах или создаются специальные ситуации с целью обогащения опыта ребенка по ориентировке его во времени. Например, во время проведения с детьми утренней гимнастики можно несколько раз подчеркнуть длительность и последовательность упражнений: «Сейчас мы сделаем такое упражнение…столько же времени мы будем делать следующее упражнение» и т. д. После окончания утренней гимнастики воспитатель обращается к детям с вопросами, ответы на которые требует оценивания или сравнения выполненных упражнений: «Дети, долго ли мы сегодня делали утреннюю гимнастику? А какое упражнение вы делали дольше других? Вспомните, какое упражнение мы делали вначале утренней гимнастике? Что мы будем делать после утренней гимнастики?
Углубление, уточнение и закрепление правильного понимания и употребления временных терминов осуществляется на занятиях с использованием раздаточного дидактического материала. Поскольку детям известны содержание и последовательность режимных моментов в детском саду, то воспитатель, подбирая картины с изображениями разных режимных процессов, сначала демонстрирует перед детьми две первых (утренняя гимнастика и прогулка) и выясняет, что изображено на каждой из них, а потом спрашивает, что длится дольше, а что короче. После этого демонстрируется еще одна картинка – дневной сон – и спрашивается, что будет раньше – прогулка или дневной сон?
Начиная с четвертого года жизни формирование временных представлений, осуществляется в НОД на занятиях по математике. Основными методами и приемами при этом выступают наблюдения, беседы, объяснения, показ, худ. слово, упражнения, приучение, дидактические игры и др.
Применение этих методов во многом зависит от возраста детей и особенностей конкретных дидактических задач, решаемых на данном занятии. У детей средней группы формируются знания о частях суток и умение различать их в процессе конкретного наблюдения. Затем дети закрепляют свои знания о том, что делают взрослые и дети в беседах по картинкам, в сюжетно-дидактических играх и др. Малыши рассказывают, что они делают утром и в детском саду, что делают днем в детском саду, а что делают вечером дома. Воспитатель следит за тем, чтобы дети употребляли слова : утро, день, вечер, ночь. Слово «сутки» в этой группе употреблять не должны.
В средней группе следует научить детей различать и правильно употреблять слова :сегодня, завтра, вчера. Можно использовать такие упражнения с конкретным понятным содержанием: «Сегодня у нас занятие по математике. Какое занятие было у нас вчера? Завтра у нас будет занятие по рисованию (дети повторяют). Какую песню вы пели вчера на музыкальном занятии? Внимание детей обращается на текучесть времени. Детям объясняется то, что было сегодня, постепенно отступает, а будущее постепенно приближается. Именно текучесть времени и превращает сегодня во вчера, а завтра в сегодня.
Чтобы предоставить детям возможность упражняться в локализации действий и явлений во времени, устанавливается их логическая последовательность, в этой возрастной группе на занятиях можно использовать 2-3 сюжетно связанных картинки. (показать пример, игры)
Воспитатель предлагает рассмотреть их, разложить в последовательности.
Понятия «быстро», «медленно» формируются у детей в процессе непосредственных наблюдений за своими действиями и действиями взрослых, животных, птиц. Например, ворона ходила медленно, гусеница ползла медленно, воробей прыгал быстро, одни рыбки, плавая в аквариуме, быстро двигались, а другие медленно.
Для закрепления и уточнения этих знаний можно также использовать картинки, игры :»Вчера, сегодня, завтра», «Придумай предложение со словом, которое я назову».
Освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни. Педагогический опыт убеждает в том, что чем чаще, чем грамотнее воспитатель фиксирует внимание детей на времени и временных отношениях, тем раньше, а главное тем более осознанно и прочно усваиваются детьми эти знания.
При обучении детей распознаванию частей суток достаточно соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер, ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. Поэтому в «Программе воспитания в детском саду «рекомендуется начинать развитие представлений о времени в младшем дошкольном возрасте с различения отдельных частей суток, а в средней группе на этой основе показать последовательность, сменяемость частей суток и суток в целом. Для ознакомления детей с частями суток можно использовать набор из четырех картинок, где изображены виды деятельности, характерные для каждой части суток. Картинки необходимо показать детям поочередно и задавать вопрос: «Когда это бывает?» По содержанию деятельности, изображенной на картинке, и некоторым объективным показателям дети должны определить и назвать время.
Анализ показывает, что даже если слова – названия отсутствуют в словаре ребенка, это еще не означает, что у него нет представления об этих отрезках времени. Слова «день» и «вечер» заменяются часто указанием конкретных действий, совершаемых в данное время. «День-когда обедаем», «Вечер-когда мама за мной придет». Детям в средней дошкольном возрасте уже доступно последовательности и текучести времени, но в представлении многих из них последовательность частей суток имеет одну постоянную точку отсчета – утро. В их представлении ночью кончаются сутки, а утром – начинаются.
С целью закрепления приобретаемых детьми знаний используем различные упражнения и дидактические игры, в которых широко применяются наглядные пособия. Так, организуем с детьми рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, фотографий, которые содержанием деятельности, изображенной на картине и некоторыми объективными показателями (положение солнца, луны, звезд на небосводе, освещенность) помогают ребенку определить и назвать время.
При овладении дошкольниками навыком различать, называть части суток и определять их последовательность, отмечены следующие особенности:
-неравномерность в овладении названиями частей суток
-выделение раньше трех частей суток, которые чаще называются взрослыми, связанные с характерными видами деятельности и имеют конкретные признаки
-соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизни и деятельности
-определение последовательности частей суток, начиная с утра.
Время воспринимается ребенком опосредованно, по каким-либо признакам. Но эти конкретные признаки («Утро – когда светло и дети идут в детский сад», «Ночь – когда темно, дети и взрослые спят») нестабильные, они зависят от времени года, от географического положения того или иного места.
Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность – «Освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни» Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.
Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только в определенное время :это приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, после обеденный сон. Постоянные виды деятельности в первую очередь могут быть использованы в качестве показателей времени частей суток. Показать эти виды деятельности и связать время их протекания с определенным названием частей суток можно, разговаривая с детьми об этой деятельности и времени или показывая эту деятельность на картинках.
В условиях детского сада воспитатель может вместе с детьми встретить восход солнца, посмотреть, как постепенно все окрашивается в оранжевые, пурпурные и желтые тона; понаблюдать, как по мере появления солнца все вокруг освещается ярким светом. Затем можно прочитать стихотворение о солнце, порадоваться свету. В конце дня понаблюдать, как все вокруг меняется, погружается в темноту, попрощаться с солнцем до утра. После этого предложить детям нарисовать красками день и ночь и устроить выставку. И только потом следует переходить к разговору о том, как жизнедеятельность людей меняется в зависимости от времени суток, используя при этом жизненный опыт детей и близких им взрослым.
Формирование у дошкольников представлений о времени является необходимым условием математического развития дошкольников. Овладение представлениями о времени помогает детям полнее и точнее воспринимать окружающий мир, развивает у них образное и абстрактное мышление. Оно способствует совершенствованию познавательной деятельности и развитию мышления, обогащению словаря, развивает такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, целенаправленность, точность. В среднем дошкольном возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток. В связи с особенностями данного возраста для определения каждой из частей суток мы должны использовать деятельность, максимально приближенную к личному опыту каждого ребенка.