Татьяна Цыдина
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей средней группе осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с нарушением зрения в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для таких детей с учётом особенностей развития, индивидуальных возможностей,обеспечивающей коррекцию нарушений развития детей. Используем для лучшего результата подставку для дидактического материала и объёмные модели времени.
Публикация «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Данное исследование обусловлено необходимостью изучения процесса формирование временных представлений у детей с нарушением зрения. В специальной литературе этот вопрос освещён в малой степени. Важность данной проблемы для практики воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения, отсутствие методической разработанности определяет актуальность исследования. В нашей средней группе мы используем метод моделирования, как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Цель моделирования- обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объекта,их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Все игры проводятся с использованием моделей Р. Чудновой "Сутки", "Неделя", представленных в виде круга и цветных кругов:частей суток и дней недели. Данное пособие позволяет детям наглядно представить последовательность, сменяемость, текучесть времени.
В ходе работы по формированию временных представлений у детей с недостатками зрительного восприятия в обязательном порядке используются зрительные гимнастики.
Круговая модель "Круг времени - неделя" предлагаем детям круговую модель с цветовым отображением всех дней недели и числовой отметкой (точкованием). Движущей стрелкой указываем текущий день. Круговую модель и индивидуальные наборы цветных карточек используем в играх "Разложи по порядку", "Найди соседей", "Проверь ответ", "Чья неделя быстрее соберётся".
Так же организую работу по закреплению у детей знаний о днях недели по методике Галлямова Р. В. В группе для этой цели имеется "Поезд с окошками". Каждый вагон пронумерован, подписан и раскрашен в свой цвет. В окошках приклеены разные животные. В кармашек вкладываются карточки с соответствующим номером дня недели по порядку в каждый вагончик.
Включённость в работу детей с нарушением зрения, у которых отмечается разный уровень речевых умений эффективна при изготовлении своими руками книжки на тему выбранную мной "Дни недели"("Емелина неделя"- в стихотворении). Это способствует быстрому запоминанию всех дней недели.
Изучение "день и ночь" проводим с помощью тёмного и белого фона. На этот фон наклеила объёмные геометрические фигуры в виде сюжетной картинки.
Далее планирую в дальнейшем разработать модель времени Е. И. Щербаковой в старшем дошкольном возрасте. В конце пятого года жизни и в старшем дошкольном возрасте есть возможность познакомить детей с иной формой движения - по кругу. Круговое движение подводит ребёнка к пониманию непрерывности, текучести времени. Е. И. Щербакова разработала объёмную модель времени в виде спирали, каждый виток, который в зависимости от решения конкретной дидактической задачи наглядно показывал движение изменения процессов, явлений времени.