Марина Кулагина
Консультация «Формирование сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формирование чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия.
Уже в раннем возрасте большое значение имеет накопление ребёнком сенсорных представлений.
Публикация «Консультация „Формирование сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине.
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Задачи сенсорного воспитания решаются в той или иной мере во всех областях непосредственно-образовательной деятельности: коммуникация, познание, художественное творчество, музыка и других. Однако в этих случаях задачи сенсорного воспитания не являются доминирующими. Выделение непосредственно-образовательной деятельности с преобладанием сенсорных задач способствует упорядочению опыта детей.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает освоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Я, привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, стараюсь закладывать первые начала такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в непосредственно-образовательной деятельности, ждет её, радуется ей. Внепосредственно-образовательной деятельности ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевают определёнными знаниями. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картиной и бережного отношения к ним. В процессе действий с предметами ребенок учится различать их форму. Я считаю, что ребёнка необходимо научить таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его деятельности. Поэтому я первые игры и упражнения основываю на практических действиях, требующих опоры на форму предметов, так как ребенок может ещё не выделить форму зрительно и тем более не знать её названия. С помощью игр, я не только передаю определенные знания, формируя представления, но и учу детей играть. Основой для игр служат сформулированные представления о построении игровогосюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности включаю в программу непосредственно образовательной деятельности. Дети постепенно учатся собирать и разбирать башенки, пирамидки, матрёшки и т. п., возводить несложные сооружения из кубиков, конструктора «лего». В процессе этой деятельности у детей вырабатывается целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.
Я считаю, что накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с одним-двумя сенсорными признаками. Оно требует широкой ориентировки в цвете, форме, величине, охватывающей по возможности все основные варианты этих признаков. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения ребёнком системой эталона. Поскольку общепринятая система включает, прежде всего основные цвета спектра – белый и черный, пять форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, две разновидности величины (большой – маленький, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих цветовых тонах, формах, величинах.
У ребенка воспитывается умение выделять цвет, форму, величину как основные особые свойства предметов, формируется внимание к этим свойствам.
При подборе дидактических материала я обращаю внимание на чистоту цветовых тонов, их яркость. Важно, чтобы игрушки и пособия, предназначенные для ознакомления детей с формой и величиной, были удобны ребёнку для обхвата рукой. В непосредственно-образовательной деятельности по сенсорному воспитанию у детей формирую обобщённые способы обследования предметов, направленные на выявление однородных признаков. Одним из таких способов является соотнесение, сличение объектов.
Следует отметить, что дети младшего дошкольного возраста испытывают большие трудности в усвоении названий цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета, как явлением реальной действительности, и его словесным обозначением. Я не требую от детей специального запоминания и употребления соответствующих названий, необходимо, но всякий раз исправляю допущенную ребенком ошибку. Эффективен приём, когда то или иное понятие связываю в представлении малыша с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (любой предмет округлой формы - «мяч», прямоугольный брусок – «кирпичик», треугольная призма – «крыша», предмет красного цвета – «ягодка», желтого – «солнышко», зеленого – «травка» и т. п.
• Наиболее доступны для ребенка третьего года жизни задания на выполнение действий. Так, вначале года детей упражняю в группировке однородных предметов по одному из сенсорных признаков : величине, форме или цвету. Задачами обучения являются фиксация внимания детей на сенсорных свойствах предметов, формирование простейших приёмов установления тождества и различия однородных объектов по величине, форме, цвету. Дидактическим материалом при этом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветовых тонов. Ребёнок одновременно оперирует с предметами двух разновидностей. В ходе обучения детям сообщаю слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: такой же, разные, большой, маленький, форма, цвет. Чтобы у ребёнка сформировать представление о величине, цвете, форме, я использую различные дидактические игры, как «Поиграем в кубики», «Что там?», «Соберём башенку», «Матрешки», «Собери пирамидку», «Построим гаражи», «Назови цвет», «Угадай на ощупь»и многие другие. Например, чтобы сформировать представление о величине (большой - маленький, я использую игру «Собери пирамидку». Для игры нужны две пирамидки (большая и маленькая). Говорю детям, что пирамидки принесли кукла и мишка: «Кукла Маша держит большую пирамидку, вот она. Какая пирамидка? – «Большая». – «Мишка принес маленькую пирамидку, вот такую. Какую держит пирамидку, мишка?» - «Маленькую». Сняв кольца с пирамидок, я предлагаю детям поиграть в них. Затем предлагаю два кольца разного размера и прошу показать вначале большое, затем маленькое, говорю, что вначале нанизываем на стержень большие кольца, затем маленькие. Также можно поиграть с кубиками разного размера (большие и маленькие - по пять штук на каждого ребенка). Игра «Построим башни». Я говорю: «У меня в руках большой кубик. Пожалуйста, и вы возьмите и покажите большой кубик. Какой это кубик?» - «Большой». – «Теперь построим башенки. Как это сделать? Поставим кубик на кубик, и еще один кубик, а сверху ещё кубик. Вот и получилась большая башня. А это какой кубик?» - «Маленький». – «Точно так же построим с помощью маленьких кубиков башню. Какая башня получилась?» - «Маленькая». - «Что же у нас получилось? Две башни: одна большая (вот она, а другая маленькая (вот она). Какая это башня?» - «Большая». Побуждаю детей самим сказать. «А вот это какая башня?» - «Маленькая». Ещё я использую на занятиях дидактическую игру «Угадай на ощупь и назови». Цель: учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать их в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету. В большую коробку насыпать гороха до половины и положить разные предметы (большие и маленькие кубики, кружочки, мячики и другие). Дети опускают руку в коробку с горохом и ищут предметы. Найдя предмет на ощупь, называют его форму и размер. Часто играем с детьми с «логическими кубиками». Цель: учить соотносить плоскостную и объёмную форму в практическом действии с предметами; пользоваться методом проб, отлаживая ошибочные варианты, фиксируя правильные. Воспитатель: «Зайчик принес кубик, а разобраться с ним не может, не знает, где домик для квадрата, треугольника и т. д.» Предлагает ребенку протолкнуть в отверстие одну из форм, побуждая ребенка примерить ту или иную форму к отверстию. В конце игры зайчик благодарит за помощь. Особого внимания от воспитателя требуют непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с цветом. Первоначально малышей учу раскладывать предметы на две группы. В качестве дидактических задач выступают следующие: овладение детьми фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов, использоватьпростейшие приёмы установления тождества и различия однородных предметов по цвету, понимать слова: цвет, такой же, разные. Для ознакомления с цветом можно использовать следующую игру «Разноцветные гаражи». Показываю две машинки разныхцветов и говорю: «Это желтая машина, а это красная. Давайте построим этим машинам гаражи (достаю кубики тех же цветов). Где желтые кубики? А красные? Для желтой машины построим желтый гараж, вот из желтых кубиков строю гараж (показываю, смотрите.» Когда я построю, затем прошу детей построить для красной машины красный гараж из красных кубиков. Когда гаражи построены, я спрашиваю, добиваясь от детей самим называть цвета: «Где желтая машина?» «Где красная машина?» Дети отвечают. Дальнейшее сенсорное развитие детей осуществляется в процессе обучения рисованию красками. Малыши рисуют «огоньки ночью», «Листочки деревьев» и т. п. В этой деятельности дидактической задачей является дальнейшее формирование у ребенка отношения к цвету, как к важнейшему свойству предметов. Так же у детей в младшем дошкольном возрасте нужно развивать первые числовые представления (много, один, ни одного). Это такие дидактические игры, как «Один – много». «Найди свою пару», «Самолёты», «Медведь и пчелы».Игра «Один – много». Ход игры: «Пригрело солнышко, и на полянке вырос один грибок, ещё один, ещё один и ещё один. Много грибов выросло. Сколько грибов выросло в лесу?» - «Много». – «Мы сейчас пойдем и сорвем грибы. Иди, Саша, принеси один гриб. Сколько ты сорвала?» - «Один». – «А ты, Даша, сколько взяла грибов?» - «Один». – «Положите все грибы в корзину. Сколько стало грибов в корзине?» - «Много». – «Вот как много грибов мы собрали». Дети довольно быстро привыкают к заданиям с двумя условиями и в дальнейшем переходят к группировке предметов без дополнительных ориентиров.
Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, т. к. не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, нужно добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
Включение заданий, направленных на сенсорное воспитание, в различные виды деятельности (предметную, изобразительную и др.) позволяет с наибольшей полнотой и глубиной формировать у ребенка восприятие окружающей действительности. В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет действия, направленные на группировку объектов, соотнесение их по цвету, форме, величине. Так, играя с матрешкой, малыш соотносит между собой детали одежды матрешки (сарафана, кофточки и пр., в значительной мере ориентируясь на их цвет. Я знакомлю с сенсорными свойствами предметов в процессе различных видов деятельности: предметной, конструктивной. Например, действуя со строительным материалом, малыши овладевают умением учитывать форму и величину предметов : играя с кубиками-вкладышами, они закрепляют умение соотносить фигуры по величине. При этом учет сенсорных свойств предметов обусловливает практический результат. Так, если ребенок правильно учтет величину фигур, то они все войдут одна в другую. Таким образом, я создаю условия для закрепления у детей в самостоятельной игре со строительным материалом представлений о величине, форме. Дети накапливают сенсорный опыт, накладывая кубик на кубик или кирпичик. Таким же образом ребенок учитывает величину колец при нанизывании их на стержень пирамидки.
Я обращаю внимание детей на сенсорные свойства предметов при наведении порядка в игровом уголке. Игрушки небольшого размера размещаются в маленьких коробках, корзинах на полках, а большие игрушки имеют более просторные места для хранения и т. п.
В повседневной жизни я фиксирую внимание воспитанников на таких сенсорных свойствах, как горячее и холодное, легкое и тяжелое. Практическим путем они знакомятся и со свойствами снега, воды. Практически значимыми оказываются и такие сенсорные свойства предметов, как их твердость, мягкость, хрупкость, пластичность. Заворачивая куклу в мягкую ткань, малыш быстро усваивает, что в жесткую ткань не завернешь, она плохо прилегает к предметам. Воспитателю не следует обязательно требовать от детей словесных объяснений, комментариев по поводу тех или иных сенсорных качеств. Важным является предоставление детям разнообразных игрушек, предметов с самыми различными сенсорными качествами и свойствами для накопления впечатлений, организации их практической деятельности.
Накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта, с одной стороны, происходит упорядочение знаний в непосредственно-образовательной деятельности, с другой стороны – вовнеучебное время у ребенка закрепляются те знания и умения, которые были сформированы в непосредственно-образовательной деятельности.
Используемая литература
1. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/ под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. - М. Просвещение, 2000.
2. Сенсорное развитие дошкольников. Вартан В. П. – Мн. : БрТУ, 2007.
3. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы. Величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. Пилюгин Э. Г., - М., Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.