Наталья Мигловец
Конспект занятия «Звуки [з]-[з’]. Буква з»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки з,и зь. Буква З.
Задачи:
Образовательные:
-уточнять артикуляцию звуков [з – з’];
-упражнять в выделении заданного согласного звука в начале, в середине и конце слов, из потока слов, из текста;
-совершенствовать навыки детей в проведении звуко- буквенного анализа слова;
-познакомить с буквой Зз;
-учить анализировать и читать слова из 4-х звуков.
Развивающие:
-продолжать развивать фонематический слух, связную речь, мелкую моторику.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия „Звуки [з]-[з’], Буква з“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям, усидчивость.
Оборудование: домики для гласных и согласных звуков, буква З большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки (у детей и педагога); игрушка «Зима»; картинки: звонок, зебра, зал, бузина, корзина, змей, осы, ива, усы; сюжетная картинка к стихотворению; магнитная доска с буквами для выкладывания слов: зима, Зина, буквы на магнитах, картинки к загадкам, к игре «4 лишний», «Угадай слово», карточки с заданием к игре «Угадай буквы», кассы букв.
Ход занятия.
1 Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка
Шапка бегает в бору
У стволов грызет кору (зайка)
Лежит веревка
Шипит плутовка
Брать её опасно
Укусит. Ясно? (змея)
От дождя спасает
А сам намокает
Хотя намокает
Но не промокает (зонт)
- Какой первый звук в этих отгадках? (з)
- какой он? (согласный, звонкий, твердый)
- растяните губы в улыбке, сделайте заборчик и повернитесь друг к другу – произнесите звук (з)
- в каком замке живет звук (з) – в синем
«Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнет перинки, над миром пушинки». (Зима).
Выставляется игрушка – Зима.
А вот и я – Зима. Я принесла вам два любимых звука – з и зь.
Какой первый звук в моем имени? (Звук зь). Моя подруга вьюга очень любит звук з. Произнесите его. (з-з-з-з).
Обозначение звуков з, зь цветными символами
2. Выставляются слоговые домики.
Садятся на места дети, придумавшие слова со звуком з. Каждый ребенок называет слово, считает, сколько в нем слогов и определяет, в каком домике оно поселится.
3. Игра «Поймай звук».
Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук з, хлопните в ладошки, а если услышите звук зь – поднимите руку : закат, зима, коза, зеркало, резина, зубы, корзина, газон, звонок, зебра
4. Речевая зарядка
У Зайки есть игрушка Коза. Сочиним для него чистоговорки со словом коза
За-за-за-на лугу стоит коза
Зу-зу-зу- вместе мы пасли козу
Зы-зы-зы- колокольчик у козы
За-за-за – уходи домой коза
Чтобы Козе не было скучно, найдем ей друзей: из всех игрушек выбрать только те, в которых есть звук (з)
5. Педагог ставит на доску 5-6 картинок: звонок, зебра, зал, бузина, корзина, змей. На столе рядом с доской лежат две стопочки кругов синего и зеленого цветов (по 8-10 штук).
Задача вызванного ребенка: четко произнести название предмета и поставить под каждой картинкой квадрат определенного цвета в соответствии с характеристикой звука з в слове (мягкий или твердый).
Следующий ребенок определяет, где находится звуки з или зь в слове (в начале или в середине слова). Третий ребенок определяет количество слогов. И так с каждым словом.
6. Выбор слов со звуками з, зь из стихотворения.
Занят заклинатель змей
Звонкой музыкой своей,
А под музыку, друзья,
Потанцует и змея.
Уточняется значение слов «заклинатель змей». Выбираются слова сначала со звуком з, затем со звуком зь.
У меня закрыт замок.
Кто его открыть бы смог?
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.
Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какой звук и в каких словах услышали дети во время ф/м.
«Четвертый лишний»
Назвать слово, в котором нет звука (з)